Автор |
Сообщение |
SASHA.Пользователь
Сообщения: 713 Регистрация: 13.06.2004 Откуда: Санкт-Петербург
|
|
Добавлено: Пт Июл 02, 2004 20:20 |
|
|
по курсовой интерисуют разные книги по консультированию, особенно узко направленному. а также методах, правилах и этики.
И ещё не как не приложу ума как по данной теме:
психолгическое консультирование там-то тамто.
построить пилотажный эксперемент.
всем откликнувшимся по теме зарание спасибо.
|
|
|
|
|
 |
bolvanchikПользователь
Сообщения: 245 Регистрация: 23.01.2003 Откуда: М-ск
|
|
Добавлено: Сб Июл 03, 2004 05:39 |
|
|
|
|
|
|
 |
ModПользователь
Сообщения: 6608 Регистрация: 12.11.2002 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Сб Июл 03, 2004 11:17 |
|
|
SASHA, ссылку тебе классную дали...
Но чет не понятно, что за цель у курсовой...
Давай по подробней....может и не придется столько литературы лопатить...
|
|
|
|
|
 |
SASHA.Пользователь
Сообщения: 713 Регистрация: 13.06.2004 Откуда: Санкт-Петербург
|
|
Добавлено: Сб Июл 03, 2004 20:04 |
|
|
тема курсавой следущая:
психолгическое консультирование ( в определённой области, или направления: беременных, семей и людей в бихевиоризме и т.д.)
а также этика, правила психологическкого консультирования.
короче всё что связано с психологическим консультированием.
мне по большом у счёту не понятно требование пилотажного эксперемента, к курсовой. Т.е причём псих консультирование и какой может быть эксперемент.
|
|
|
|
|
 |
bolvanchikПользователь
Сообщения: 245 Регистрация: 23.01.2003 Откуда: М-ск
|
|
Добавлено: Сб Июл 03, 2004 20:35 |
|
|
|
|
|
|
 |
SASHA.Пользователь
Сообщения: 713 Регистрация: 13.06.2004 Откуда: Санкт-Петербург
|
|
Добавлено: Сб Июл 03, 2004 20:44 |
|
|
спосибо болванчик
|
|
|
|
|
 |
РенаткаПользователь
Сообщения: 108 Регистрация: 10.08.2004 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Чт Сен 02, 2004 22:44 |
|
|
Введение в индивидуальное консультирование
Тема 1. Культурно- исторические предпосылки возникновения индивидуальной психологической помощи и консультирования как формы профессиональной деятельности
Кризис традиционного научного знания, медицины и образовательных систем, модернистские тенденции в традиционной религиозной жизни как предпосылки возникновения психотерапии, психологической помощи и консультирования. "Пересечения" форм деятельности психолога-консультанта, врача, педагога, священника, философа. Духовные, нравственные, эмоциональные, личностные и соматические проблемы как повод для обращения за психологической помощью.
Проблемы, возникающие "на границах" души и тела, духа и души, духа и тела как объекты психологической помощи.
Восстановление целостности индивидуальной жизни как цель психологической помощи.
Тема 2. Классификация концепций, моделей и форм психологической помощи и консультирования
Схема историко-логических связей основных концепций психологической помощи в ХХ столетии: преемственность и оппозиции.
Классификация моделей психологической помощи и консультирования и ее критерии: распределение ответственности, основной механизм воздействия, характер ожиданий пациента, ориентация на одну из сфер психики пациента.
Основные формы психологической помощи: индивидуальная психотерапия и консультирование, семейная терапия и консультирование, групповая психотерапия и тренинги.
"Границы" между психотерапией и консультированием как точки профессионального выбора, определяющего сценарий профессиональной жизни специалиста.
Тема 3. Этапы индивидуального психологического консультирования
Понятие проблемно-ориентированного консультирования и его оппозиция к личностно-ориентированному консультированию.
Этапы проблемно-ориентированного консультирования: заключение предварительного терапевтического соглашения, анализ запроса, жизненной ситуации и личной истории, анализ речи и невербального поведения, анализ симптома, сопротивления и переноса, формирование гипотезы и ее проверка, формулирование личной проблемы и совместная работа над ее решением, домашние задания, уточнение соглашения, формирование новой гипотезы и повтор цикла, переход пациента к аутодидактическому процессу.
Тема 4. Типы запросов пациента и способы их трансформации
Запросы конструктивные и неконструктивные. Запрос об информации.
Запрос о помощи и саморазвитии. Запрос о помощи в самопознании.
Запрос о трансформации. Запрос о снятии симптома.
Запрос с предельным обобщением. Манипулятивный запрос и способы его преобразования в конструктивный.
Тема 5. Построение диалога и анализ речи пациента
Способы установления первичного контакта с пациентом. Цели и способы задавания вопросов. Требования к конструированию вопроса. Психологический анализ речи пациента (глагольные формы, существительные, прилагательные, местоимения, наречия). Психологический анализ пауз. Конструирование вопросов к семантическим неточностям речи пациента. Определение ведущей репрезентативной системы пациента и присоединение к ней. Нарушения контакта и пути их устранения. Психологические игры и манипуляции при взаимодействии консультанта и консультируемого. Тестирование пациентом консультанта.
Тема 6. Построение гипотезы и ее проверка
Гипотеза как набор утверждений, устанавливающих связи между событиями жизни, психическими состояниями и переживаниями, поступками (симптомами) пациента. Гипотеза, предъявляемая пациентом, и гипотеза, конструируемая психологом-консультантом. Осознание возможностей выбора новых связей как средство выхода из проблемного цикла. Переобучение новым выборам в ходе выполнения домашних заданий.
Тема 7. Проективная графика в индивидуальном психологическом консультировании
Функции проективной графики в консультировании: организация диалога, сбор дополнительной информации для построения гипотезы, углубление самопознания пациента.
Методики "Рисунок семьи", "Рисунок переживаний", "Четыре персонажа", "План квартиры", "Шесть незаконченных изображений", "График жизни", "Оценка пятилетний интервалов".
Тема 8. Изучение жизненного пути в индивидуальном психологическом консультировании
Понятие о психологии жизненного пути. Способы анализа жизненного пути: возрастно-психологический, сценарийный, интроспективный, биографический. Понятие окаузограмме и личностно событийном анализе.
Жизненный цикл и типы личности по К.Г.Юнгу. Кризис середины жизни.
Стадии жизненного цикла по Э.Эриксону.
Четыре стадии развития брачно-семейных отношений.
Восемь типов человеческих проблем в китайской геомантии.
Четырнадцать законов-метафор жизненного пути и их использование в практике консультирования.
Литература
Фейдимен, Фрейгер. Личность и личностный рост. М., Любое издание.
Лосева В.К., Луньков А.И. Рассмотрим проблему. М., 1995.
Лосева В.К. Рисуем семью. М., 1995.
Кондрашенко, Донской. Общая психотерапия. Минск, Любое издание.
Нельсон, Джоунс. Теория и практика консультирования. СПб., 2000.
Вайс. Как работает психотерапия. М., 1999.
Вайсман. Путешествие в глубины сознания. М., 1998.
Хьелл, Зиглер. Теории личности. СПб., 1998.
|
|
|
|
|
 |
РенаткаПользователь
Сообщения: 108 Регистрация: 10.08.2004 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Чт Сен 02, 2004 22:47 |
|
|
Психологическое консультирование и тестирование. Журнал практического психолога, N 7-8, июль-август, 1999, с.125-134.
Введение
Статья посвящена проблемам, возникающим при использовании психологических тестов в практике психологического консультирования. Не секрет, что многие психологи-консультанты испытывают затруднения в процессе тестирования клиентов. Еще большее количество психологов, ориентированных на применение стандартных психодиагностических методик в своей практической деятельности, допускают ошибки, связанные с нарушением принципов консультирования.
Действительно, консультирование и тестирование клиентов направлены на решение разных задач, которые выполняют практические психологи. Цели психологического консультирования и тестовой диагностики могут противоречить друг другу. Методы тестирования и консультирования требуют от психологов разных профессиональных знаний и навыков. Наконец, в какой-то мере они выражают различные подходы при обслуживании клиентов, разные профессиональные убеждения, связаны с неодинаковыми профессиональными ценностями и критериями.
Однако, различия между консультационной и диагностической идеологией относительны. Несомненно, цели и средства консультирования являются более общими в предоставлении психологических услуг клиентам по сравнению с тестированием. Применение психодиагностических тестов представляет собой частный случай в работе с клиентами и должно быть подчинено задачам консультирования. Кроме стандартизированных тестовых методик в консультировании в качестве диагностических используются методы наблюдения, интервью. Причем, все они могут и должны быть направлены на помощь клиенту в решении его психологических проблем. Но это требует высокого уровня профессиональной квалификации и ответственности.
Очевидно, что в неумелых, нечестных или недобрых руках диагностические данные могут причинить серьезный ущерб интересам, здоровью или достоинству клиента. Особенно это касается результатов тестирования, поскольку стандартизация тестов создает иллюзию их простоты и доступности. Как сделать так, чтобы результаты психологической диагностики, по меньшей мере, не наносили вред клиенту, а в лучшем случае, наиболее эффективно решали задачи консультирования, психологической коррекции, изменения представлений и отношений клиента, оптимизации его состояния, облегчения болезненных переживаний, поиска ресурсов клиента, возможностей разрешения проблем, создавали дополнительные условия для адаптации, преодоления кризисных ситуаций?
В статье сформулированы наиболее существенные вопросы, связанные с применением психологических тестов в консультировании клиентов. Ответы на эти вопросы даны на основе практического опыта автора и выражают его профессиональную позицию. Конечно, некоторые из этих ответов имеют дискуссионный характер. Их можно воспринимать как приглашение к обсуждению и выражению своего собственного мнения по данным вопросам.
В каких случаях целесообразно психологическое тестирование?
Тестовые методики для диагностики индивидуальных особенностей интеллекта, личности, межличностных отношений и психического состояния человека традиционно используются в сфере образования, здравоохранения, занятости, бизнеса, семейного консультирования. Психологу нередко приходится решать задачи, требующие психологической диагностики. Это - измерение профессиональных склонностей и способностей, диагностика профпригодности, профориентация, отбор и расстановка кадров, помощь в самоусовершенствовании, оценка психического здоровья, выявление критических состояний и отклоняющегося поведения, контроль эффективности коррекционных воздействий, оценка работоспособности, прогнозирование трудностей в обучении, подбор совместимых лиц для групповой работы, анализ стиля руководства, определение психологического климата, предупреждение конфликтов.
Что мешает применению тестирования в психологическом консультировании?
Корректное использование психодиагностических методик является одним из условий повышения эффективности работы психолога. Сомнения некоторых психологов по поводу целесообразности использования психологических тестов в практической работе с клиентами вызваны возможностью возникновения ряда психологических барьеров, как со стороны психолога, так и со стороны клиента.
Клиент может опасаться раскрытия собственных личных качеств или неправильного использования результатов тестирования. Кроме того, он может пассивно и потребительски относиться к процессу консультирования.
В свою очередь, психолог может считать, что стандартизированная процедура психологического тестирования мешает установлению неформального контакта с клиентом. Он также может недостаточно доверять результатам тестирования из-за того, что в своей практике сталкивался с тестами сомнительной надежности или имеет не слишком четкое представление об их конструкции. Наконец, он может просто недостаточно хорошо владеть используемой психодиагностической методикой или не иметь в своем личном распоряжении тестов, подходящих для решения конкретной задачи.
Когда использование тестирования в консультировании не требуется?
Иногда психологи считают, что применение стандартных психометрических средств необходимо лишь в процессе научного исследования, а в практической работе полагаются на свой опыт общения с клиентом. Такой подход к решению психологических задач в ряде случаев может быть оправдан, поскольку тестирование требует определенных затрат времени и сил, а также дополнительной квалификации психолога.
Консультационные ситуации можно разделить на три класса по продолжительности и глубине работы с клиентом:
краткосрочное консультирование, направленное на решение частных проблем клиента,
длительное консультирование, ориентированное на личностные изменения клиента,
консультирование большого количества клиентов в условиях дефицита времени.
В случаях работы с клиентом, требующих оперативного реагирования психолога, стандартные тесты еще не требуются, и психолог может использовать консультационные приемы без учета индивидуальных особенностей клиента или ориентироваться на его поведенческие признаки, проявляющиеся в ходе консультативной беседы.
В случаях длительной и углубленной индивидуальной работы с клиентом тесты могут уже не потребоваться, поскольку близкий контакт и непосредственное знакомство уже дают психологу необходимую диагностическую информацию о клиенте.
Однако в случаях массовой работы с большим потоком клиентов не использовать преимущества тестовой психометрической технологии вряд ли целесообразно.
Что дает тестирование в консультировании?
Во-первых, ряд тестовых методик позволяет выявлять более глубокий уровень личности клиента, чем тот, на котором развивается диалог клиента с консультантом. Стандартные методики предохраняют психолога от встречной проекции, приписывания клиенту собственных проблем и представлений.
Во-вторых, использование стандартных методик позволяет использовать богатый опыт разработчиков и других пользователей тестов.
В-третьих, использование статистически репрезентативных тестовых норм и количественных показателей позволяет сопоставлять результаты различных клиентов и прослеживать изменение их состояния в ходе психологической работы, оценивая ее эффективность.
В-четвертых, экономичность тестов позволяет автоматизировать их на компьютере или использовать не очень высоко квалифицированный персонал, освобождая психологов от значительной части рутинной деятельности и, давая тем самым возможность решать более сложные и неотложные задачи.
Кроме того, при правильном использовании психологическое тестирование:
позволяет с достаточной степенью объективности выявить психологические особенности и состояние клиента,
помогает установить контакт, присоединиться к клиенту,
может облегчить формирование и поддержание доверия клиента,
является источником материала для структурирования беседы,
дает возможность оптимизировать активность и состояние клиента,
может служить средством воздействия на клиента.
Какие тесты могут использоваться в консультировании?
В зависимости от целей и условий консультирования могут использоваться самые разнообразные тестовые методики, которые можно условно разделить на экспресс-методы, методы углубленной и глубинной диагностики.
Психологические экспресс-тесты отличаются:
компактностью и экономичностью,
простотой, возможностью проведения тестирования неспециалистом и самотестирования,
возможностью выявления групп риска по тем или иным психологическим критериям,
преимущественной ориентацией на диагностику склонностей клиента.
Тесты для углубленной психологической диагностики характеризуются:
максимальной валидностью и надежностью,
универсальностью и широким спектром оценочных возможностей, избыточностью получаемой информации,
удобством для группового и компьютерного тестирования,
возможностью диагностики способностей.
Наконец, методики глубинной психологической диагностики:
позволяют выявлять скрытые или скрываемые мотивы, отношения и представления клиента, содержание его сознания и бессознательной сферы,
связаны с идеографическим описанием личности, основанным на измерении индивидуального субъективного смысла различных понятий для человека,
как правило, требуют использования специальных компьютерных программ.
Что требуется от психолога для использования тестирования?
Эффективное использование стандартизированных психодиагностических средств требует от психолога овладения навыками проведения конкретных тестовых методик, знания содержания диагностических показателей и умения их интерпретировать, умения планировать психодиагностическое обследование клиента в соответствии с его запросами и ожиданиями, содержанием изучаемой проблемы и объективными условиями работы. Для решения нестандартных задач психолог должен не просто быть подготовлен для пользования существующими стандартными тестовыми методиками, но и уметь разрабатывать и применять новые методы, анкеты, тесты, в том числе автоматизированные варианты таких методик. Базой для такой деятельности являются знания в области измерения и шкалирования, статистической обработки данных, информатики и компьютерной техники.
Какие ошибки встречаются при использовании психологических тестов в консультировании?
1. Выбор неадекватных тестовых методик.
Эти ошибки связаны с выбором и использованием тестов, непригодных для решения поставленных задач, не соответствующих требуемому уровню валидности, надежности. В качестве примеров можно привести:
использование 16-факторного личностного опросника Кеттелла для оценки профессиональной пригодности, выявления противопоказаний к той или иной профессии,
использование методики Люшера для диагностики психологических особенностей личности,
использование методики Майерс-Бриггс для выявления способностей личности,
использование компьютерной программы "Профи" для диагностики профессиональных интересов и склонностей.
Причинами подобных ошибок могут быть:
недостаточные знания психометрических свойств методик,
субъективная привлекательность или внешняя эффектность методик,
стремление сэкономить время или силы за счет применения экспресс-тестов.
2. Принятие неправильных диагностических решений.
Эти ошибки могут возникать вследствие неверной интерпретация диагностических показателей. Например, могут быть сделаны:
выводы о чертах и типе характера личности при "пограничном профиле" методики MMPI,
суждение о наличии отклонений от нормы при значении какого либо фактора личностного опросника Кеттелла равном 8 или 9 стенам,
заключение о различии в уровне развития интеллекта у двух клиентов по методике Амтхауэра при разнице IQ менее 5 баллов.
Подобные ошибки могут объясняться:
недостаточным уровнем знаний о диагностируемых явлениях,
переоценкой степени точности и объективности применяемых методик.
3. Некорректное сообщение результатов психологической диагностики клиенту.
3.1. Передача клиенту заключения по результатам тестирования в письменном виде или в виде компьютерной распечатки.
К сожалению, некоторые психологи выдают клиентам на руки письменные заключения по результатам диагностики. Это можно рассматривать как грубую ошибку. Из того, что консультант говорит клиенту вслух, клиент, как правило, запомнит только то, что поймет, с чем согласится или не согласится. Информация, которая может нанести психологический вред, забудется или переработается. Кроме того, только в процессе беседы психолог в состоянии проконтролировать полученный эффект и может при необходимости его откорректировать. Напротив, когда клиент постоянно возвращается к своим данным и перечитывает заключение, результаты могут быть непредсказуемы. Иногда после этого клиентов приходится в буквальном смысле лечить.
Эти ошибки могут быть вызваны:
затруднениями при устном изложении результатов диагностики,
стремлением сэкономить время и силы на сообщении результатов тестирования,
просьбами клиента.
3.2. Изложение результатов тестирования без предварительной работы с клиентом.
Иногда психологи торопятся сообщить тестовые результаты клиенту. Между тем, сообщение результатов тестирования требует предварительного знакомства с клиентом, установления контакта, выявления запросов, снятия излишнего эмоционального напряжения. Результаты тестирования должны проверяться с помощью беседы, наблюдения и использования дополнительных источников информации. Игнорирование проблем и запросов клиента, его состояния и индивидуальных особенностей, отсутствие обратной связи, категоричность выводов:
как правило, воспринимаются клиентом как давление на него,
могут приводить к потере контакта, недоверию клиента, его сопротивлению независимо от точности полученных результатов,
препятствует пониманию и принятию клиентом сообщаемой информации,
мешают клиенту принять активное участие в решении своих проблем и сотрудничать с консультантом,
не удовлетворяют потребностей клиента в безопасности, контакте и уважении.
Причинами подобных ошибок могут быть:
отсутствие знаний о процессе и принципах консультирования,
стремление поскорее закончить работу с клиентом, избавиться от него.
3.3. Использование некорректного языка описания и принципов понимания личности.
Традиционные представления характеризуют личность как совокупность постоянных свойств, качеств, черт, проявляющихся безотносительно к содержанию и специфике ситуации.
Это выражается в употреблении таких терминов как тревожность, агрессивность, сдержанность, уверенность в себе, способность к самоконтролю, ответственность, невнимательность и т.п. Клиенту часто говорится, какой он (упорный, замкнутый, осмотрительный). Его осведомляют, чем он характеризуется, какими качествами обладает (педантичностью, упрямством, раздражительностью и т.п.). Это может подкрепить у клиента иллюзию постоянства собственной личности, невозможности изменения поведения, отсутствия выбора поступков в зависимости от ситуации.
При этом клиенту редко сообщается, в каких условиях, когда и где (в ситуациях угрозы, в процессе принятия решения, при знакомстве и т.п.) проявляются указанные качества. Игнорирование условий проявления качеств личности, отсутствие указаний на контекст, в котором они обнаруживаются, может вводить клиента в заблуждение относительно глобальности, обобщенности этих качеств. Клиенту косвенно дается понять, что он такой всегда и везде.
Наконец, клиент часто получает информацию о том, чего ему не хватает, какими способностями он не обладает, что он не умеет или не может делать. Кроме того, иногда сообщения ограничиваются отрицательными результатами тестирования, свидетельствующими о недостатках, проблемах, затруднениях, без определения позитивных качеств, сильных сторон, способностей клиента.
В результате такой подачи информации у клиента может создаваться представление об отсутствии альтернатив в выборе поведения, ситуаций, ресурсов. Клиент может лишиться надежды на изменения и возможность решения проблем. Таким образом, психолог может сослужить плохую службу клиенту, если будет говорить, какой клиент есть и кем он не является. Самое худшее, что может произойти в подобном случае, это то, что клиент может в это поверить.
Более выраженным психокоррекционным потенциалом характеризуется представление о личности как о совокупности способов реагирования человека в различных ситуациях. В этом случае черта понимается как способ поведения или переживаний человека в определенном классе ситуаций. Любая черта личности может быть определена как способность человека, как позитивное качество, дающее возможность приспособления человека к определенным обстоятельствам. Например, педантичность может быть сформулирована как стремление к порядку и точности в своих делах. Тревожный человек может быть описан как человек, способный испытывать чувство страха и беспокойства в ситуациях, которые он воспринимает как угрожающие. Человек, характеризующийся притворством, умеет изображать чувства, которые он на самом деле не испытывает, когда ему нужно воздействовать на других людей. Невнимательные люди могут отвлекаться от того, чем они занимаются, и переключаться на более интересные и привлекательные дела.
Для того чтобы корректно охарактеризовать личность клиента, можно использовать следующие принципы рефрейминга личностных черт:
1)Принцип деноминализации - переформулирование терминов, характеризующих черты личности, из существительных или прилагательных в глаголы. В соответствии с принципом деноминализации психолог говорит не о том, каким является клиент или какими качествами обладает, а о том, что он делает или чувствует.
2)Принцип контекстуализации - указание на содержание ситуаций, в которых могут наблюдаться черты личности. В соответствии с этим принципом психолог говорит о том, когда и где человек ведет себя тем или иным образом.
3)Принцип позитивной реинтерпретации - замена отрицаний в определении поведения человека на утверждения, не содержащие частицу "не". Позитивная реинтерпретация предполагает отказ психолога от употребления выражений "не может", "не умеет", "не способен", предполагающих представление об ограниченных возможностях клиента и отсутствие тех или иных качеств.
Например, в соответствии с принципами рефрейминга личностных черт нерешительного человека можно представить как человека, медленно, но тщательно принимающего решения в ситуациях выбора. Непослушный человек может быть определен как человек, который умеет отказаться от выполнения требований других людей и действовать по-своему.
Использование рефрейминга личностных черт может помочь клиенту:
более точно и правильно понять свои собственные психологические особенности или особенности других людей, по-новому оценить качества личности, обнаружить неожиданные достоинства,
расширить представления о возможностях выбора того или другого способа поведения в определенных обстоятельствах,
ориентироваться в различных ситуациях, выбирать ситуации, наиболее соответствующие его возможностям.
4. Другие ошибки.
В данной статье не рассматриваются более тривиальные ошибки, связанные с оценкой клиента, выражением психологом собственного отношения к нему, использованием специальных профессиональных терминов и т.д.
Заключение.
Психологическая диагностика, в том числе, тестирование, может быть эффективным средством профессиональной деятельности психолога-консультанта. Однако использование психодиагностических тестов предъявляет повышенные требования к уровню квалификации специалиста. Несмотря на кажущуюся разработанность темы психодиагностики, вопросы практического использования тестовых результатов остаются полем, свободным для профессионального творчества. И потребуются еще значительные усилия большого количества психологов-практиков для интеграции принципов и методов психологического консультирования и тестирования.
|
|
|
|
|
 |
РенаткаПользователь
Сообщения: 108 Регистрация: 10.08.2004 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Чт Сен 02, 2004 22:53 |
|
|
Что такое психологическое консультирование и психотерапия?
Люди нуждаются в психологической помощи по самым разным причинам, даже совершенно здоровые люди. Кто-то хочет разобраться в своих жизненных неудачах, кто-то стремится улучшить взаимоотношения с близкими людьми. В подобной ситуации друг или родственник далеко не всегда способны помочь. Консультация с психологом - это первый шаг, который свидетельствует о реальном желании что-то изменить в себе, в своих личных отношениях или в профессиональной жизни, и этот шаг делает данное желание более конкретным. Обращение за консультацией к психологу говорит, с одной стороны, об осознании насущной потребности что-то изменить в своей жизни, с другой, - о готовности принять ответственность за собственные действия. Поэтому ваш первый шаг всегда будет верно воспринят и с первого визита вы может рассчитывать на самое серьёзное отношение, поддержку и уважение.
Психологическое консультирование - это вид психологической помощи, ориентированный на преодоление проблем психологического характера. В трудный момент в вашей жизни психолог может помочь преодолеть стресс, пережить эмоциональный кризис, лучше понять вашу жизненную ситуацию, принять взвешенное решение. В ходе консультации с психологом у вас появится возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и, в соответствии с этим новым видением, скорректировать свое поведение.
Длительность психологического консультирования может быть различной: от разовой консультации до десяти встреч. Большая часть времени первой беседы, как правило, уходит на то, чтобы сориентироваться в вашей жизненной ситуации и ожиданиях. Поэтому то, чего стоит ожидать от разовой консультации - это получение поддержки и профессиональной рекомендации.
Более серьезный подход к проблеме предполагает и более тщательное её исследование, в связи с чем психолог может предложить вам встретиться несколько раз (от нескольких встреч до десяти), чтобы лучше понять природу ваших проблем и степень их глубины. В ряде случаев нескольких встреч бывает достаточно, чтобы облегчить эмоциональную ситуацию и осознать и скорректировать ваши реакции на определенную ситуацию в жизни.
В случае, если проблемы требуют более длительной работы, психолог может порекомендовать вам пройти курс психотерапии (продолжительность краткосрочной психотерапии 15-30 сеансов, продолжительность длительной психотерапии - более 30 сеансов).
Несколько первых консультаций позволяют обоим участникам определить "рабочий альянс", то есть формируется ли между ними необходимая степень сотрудничества и эмоционального контакта. В случае, когда рекомендация психолога о желательности психологического консультирования или курса психотерапии, а также ваши желания и возможности совпадают, обговариваются цели и условия предстоящей работы.
Также обговариваются ожидания и предполагаемые обоими участниками роли. От вас ожидается следующее: вовремя приходить на сеансы, не пропускать их без уважительной причины, активно участвовать в предоставлении информации о себе и прилагать усилия для понимания природы существующих затруднений. Роль психолога состоит в том, чтобы помочь вам в выражении чувств, в организации открытого разговора о ваших трудностях, способствующего осознанию и разрешению ваших внутренних конфликтов. В обязательства психолога входит обеспечение соответствующей обстановки и оптимальное использование профессиональных знаний и умений для осуществления поставленных целей.
ПСИХОЛОГИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ В ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
В. В. КОЛПАЧНИКОВ
1. Понятие о психологическом консультировании
Суть психологического консультирования - психологическая помощь психологически здоровым людям в совладании с различного рода внутри- и межличностными затруднениями в процессе специально организованного взаимодействия (беседы).
Цели консультирования: а) преодоление конкретного психологического затруднения и б) личностный рост клиента.
Две ориентации (тенденции) в психологическом консультировании: 1) объективная, 2) субъективная (феноменологическая). Различия между ориентациями: а) в целях (приспособление - изменение жизни, б) в главном фокусе внимания (поведение - опыт), в) типе коммуникации (эксплицитный - имплицитный), г) в представлении о главном средстве, определяющем изменения (подкрепление - осознание), д) в представлении о роли психологического контакта консультанта и клиента (важная, но вторичная - решающая), е) в сроках (кратковременное - долговременное), ж) в объяснительных моделях (причинность - интенциональность), з) в представлении о "реальности" (конвенциональная - индивидуальная реальность).
Различные модели психологического консультирования: а) медицинская, б) педагогическая, в) диагностическая, г) социальная, д) психологическая. Основные характеристики, достоинства и недостатки каждой модели.
2. Основные этапы психологического консультирования
Начальный этап. Цель - установление психологического контакта и заключение контракта между клиентом и консультантом. Основное содержание этапа: прием клиента, представление (знакомство), сбор первичной информации о клиенте, заключение психологического контракта (обсуждение целей, методов, продолжительности, стоимости консультирования, распределение ответственности, информирование клиента о его правах и обязанностях, обсуждение вопросов конфиденциальности и ее ограничений).
Этап расспроса клиента. Цель - как можно лучше разобраться в проблеме клиента. Первая часть. Цель - разговорить клиента. Основное ее содержание: а) поддержание и углубление психологического контакта с клиентом, б) стимулирование клиента на дальнейший рассказ и его углубление, в) способствование целенаправленному развитию беседы, г) осмысление сообщаемого клиентом. Основные приемы и средства, используемые консультантом: прямые вопросы, нерефлексивное и активное слушание, эмпатическое понимание, невербальное и вербальное ободрение клиента. Результат подэтапа - формулирование консультативных гипотез. Источники выдвижения консультативных гипотез: 1) рассказ клиента и наблюдение за ним, 2) теоретическая профессиональная платформа консультанта. Вторая часть. Ее цель - проверка выдвинутых консультативных гипотез. Основное содержание этой части: активный поиск, сбор, уточнение информации, подтверждающей или опровергающей выдвинутые консультативные гипотезы. Основные приемы и средства, используемые консультантом: сфокусированные, целенаправленные, узкие вопросы; анализ конкретных ситуаций, связанных с психологическими затруднениями клиента. Результат всего этапа - гипотеза об источниках и причинах затруднений клиента.
Этап оказания психологического воздействия. Цель - достижение клиентом понимания и преодоление психологических затруднений. Основное содержание этапа: использование различных психотехнических средств для содействия клиенту в осмыслении и преодолении его психологических трудностей. Основные приемы и средства, используемые консультантом в зависимости от направления консультирования (см. ниже разделы о направлениях в психологическом консультировании). Результат этапа и всего консультирования - осознание клиентом источников и причин своих трудностей и овладение конструктивными способами совладания с ними.
Заключительный этап консультирования. Основное его содержание: подведение итогов консультирования, обсуждение вопросов, касающихся дальнейших возможных контактов, прощание с клиентом.
3. Личность консультанта
Проблема соотношения профессиональных знаний и умений консультанта и его личности как средств психологического воздействия на клиента. Консультант как модель психологически здоровой личности для клиента. Искренность ("конгруэнтность") консультанта. Личностные характеристики эффективных консультантов. Проблема влияния личностных ценностей и жизненной философии консультанта на его деятельность.
Типичные трудности начинающего консультанта: а) совладание с тревогой, б) истинность и самораскрытие, в) стремление к совершенству (перфекционизм), г) признание пределов своей компетентности, д) понимание молчания (пауз) в консультативном процессе, е) обращение с навязчивыми клиентами, ж) обращение с немотивированными (невовлеченными) клиентами, з) отсроченность результатов консультирования, и) избегание самообмана, к) потеря себя в проблеме клиента, контрперенос, л) недостаток чувства юмора, м) постановка реалистических целей, н) злоупотребление советами, о) поиск и развитие собственного консультативного стиля.
Проблема "профессионального сгорания" консультанта: причины, проявления, пути профилактики и преодоления. Персональная ответственность (внутренний локус контроля) в отношении собственного состояния как решающий фактор профилактики и преодоления "профессионального сгорания".
Проблема психологического консультирования консультантов и работы под руководством супервизора как одна из сторон подготовки к профессиональной деятельности.
4. Этические вопросы психологического консультирования
Права клиента в консультативном процессе: а) право на получение квалифицированной психологической помощи, б) право на информированное согласие о вступлении, продолжении и окончании консультативных отношений, в) право на выбор консультанта, г) право на нераспространение обсуждаемой личной информации. Зависимость клиента от консультанта как этическая проблема. Характер консультативных отношений: сотрудничество, но не манипуляция.
Профессиональные и этические обязанности и права консультанта: а) обязанность предоставить компетентную психологическую помощь, б) конфиденциальность, в) право на передачу клиента другому консультанту в случае невозможности оказания компетентной помощи. Конфиденциальность консультирования и ее ограничения: обязанность предостеречь и защитить потенциальных жертв и самого клиента в случае реальной опасности клиента для других или для себя самого. Этические и правовые вопросы совмещения консультативных и иных (дружеских, деловых, интимных) отношений психолога с клиентом.
5. Базовые умения консультанта
"Присутствие" и "истинность" консультанта в контакте с клиентом как главное условие развития "присутствия" и "истинности" клиента. Два измерения "присутствия": открытость опыту и экспрессивность.
Представление о коммуникативных уровнях в повседневном и консультативном взаимодействии: формальный, уровень поддержания контакта, стандартный, критический, интимный. Критический и интимный уровни взаимодействия как уровни, ведущие к изменениям клиента. Пути углубления консультативного контакта: передача клиенту ответственности за развитие беседы, прояснение неявно выражаемого, углубление и развитие значимых тем.
"Шкала межличностного давления" в консультативном процессе: слушание, углубление, инструктирование, требование. Общая характеристика каждого уровня шкалы. Умения и приемы, используемые консультантом на каждом из уровней шкалы: а) уровень слушания: молчание, невербальная поддержка рассказа клиента, повторение сказанного клиентом, резюмирование, вербальное вдохновление клиента к развитию рассказа, отражение очевидного, уточняющие высказывания, открытые вопросы, б) уровень углубления: открытые вопросы, внимание к аспектам, фактическое информирование, немедленное структурирование, предложение равнозначных альтернатив, общее структурирование, предложение тем для обсуждения, среднесфокусированные вопросы, в) уровень инструктирования: среднесфокусированные вопросы, рациональные рекомендации, поддержка, разубеждение клиента относительно его сомнений и страхов, обучение, проявление альтернатив разной степени ценности, ограниченное направление, узкие вопросы, г) уровень требования: узкие вопросы, настаивание, одобрение, конфронтация, подкрепление или неодобрение, принятие на себя ответственности за действие или поступок, команда, отвержение.
Работа с сопротивлением. Понятие о сопротивлении. Готовность клиента как условие успешности работы с сопротивлением. Типичные формы проявления сопротивления. Некоторые функции сопротивления. Пути обращения с сопротивлением: указание на проявления сопротивления, достижение понимания эффектов сопротивления, демонстрация альтернатив, преодоление сопротивления. Результаты работы с сопротивлением.
6. Основные современные направления консультирования
Психоанализ. З. Фрейд - основатель психоанализа. Ключевые понятия психоаналитической теории: структура личности (Оно, Эго, Супер-Эго), сознание и бессознательное, защитные механизмы Эго (вытеснение, отрицание, реактивное образование, проекция, замещение, рационализация, сублимирование, регрессия, интроекция, идентификация, компенсация и др. ). Развитие личности. Значимость ранних этапов развития. Стадии психосексуального развития личности (оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная). Значение учения о стадиях развития для консультирования. Современные тенденции в психоанализе: Эго-психология и теория объектных отношений. Консультативный процесс: цели, роль и функции консультанта, опыт клиента, взаимодействие между клиентом и консультантом, консультативные техники и процедуры (свободные ассоциации, анализ и интерпретация сопротивления и переноса, анализ сновидений). Оценка подхода: достоинства и ограничения.
Индивидуальная психология А. Адлера - основоположника подхода. Ключевые понятия индивидуальной психологии: субъективное восприятие реальности, целостность личности (холизм), стремление к цели, чувство недостаточности и стремление к компенсации, превосходству, компетентности, три неблагоприятные ситуации детства, комплекс неполноценности, реальная и псевдокомпенсация, жизненный стиль, базовые ошибки, жизненные задачи, приоритеты, социальное чувство (интерес), порядок (очередность) рождения. Консультативный процесс: цели, роль и функции консультанта, опыт клиента, взаимодействие между клиентом и консультантом, консультативные техники и процедуры (установление психологического контакта: слушание, эмоциональная поддержка и ободрение; исследование индивидуальной динамики: интервью, опросник жизненного стиля, анализ ранних воспоминаний, анализ сновидений и приоритетов, суммирование впечатлений; интерпретаций, ведущая к инсайту; реориентация: метафорическое взаимодействие, парадоксальная интенция, действие как "если бы", "поимка себя за рукав", "счастливая и несчастливая кнопки", разработка и следование рабочим планам изменений и др. ). Оценка подхода: достоинства и ограничения.
Экзистенциальный подход в психологическом консультировании. В. Франкл, Р. Мэй, И. Ялом - виднейшие представители подхода. Экзистенциально-философские корни подхода: Ф. М. Достоевский, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, Ж. -П. Сартр, М. Бубер. Ключевые понятия экзистенциального подхода: сознание и самосознание, свобода и ответственность, стремление к сохранению и проявлению своей идентичности и к глубоким отношениям с другими, поиск смысла, тревога как атрибут человеческого существования, осознание неизбежности смерти.
Центрированный на человеке подход в консультировании. К. Р. Роджерс - основоположник подхода. Ключевые понятия: позитивный взгляд на природу человека, человеческий потенциал, тенденция к актуализации и самоактуализации, Я-концепция, Я-идеальное, внутренний оценочный механизм и внешняя оценочная система, конгруэнтность/неконгруэнтность, эмпатийное понимание, безусловное принятие/уважение, угроза и тревога, защитные механизмы (искажение, отрицание), феноменологический мир человека, опыт, полностью функционирующая личность. Консультативный процесс: цели, роль и функции консультанта, опыт клиента, взаимодействие между клиентом и консультантом, консультативные техники и процедуры: три базовые установки консультанта как условия позитивных изменений и личностного роста клиента. Оценка подхода: достоинства и ограничения.
Гештальт-подход в психологическом консультировании. Ф. Перлз - основоположник подхода. Ключевые понятия: гештальт, "здесь и теперь", осознание, незавершенные дела, избегание, уровни (слои) невроза, контакт и сопротивление контакту, защитные механизмы (интроекция, проекция, ретрофлексия/оборачивание на себя, дефлексия/отвлечение, конфлюенция/слияние), энергия и блоки свободному течению энергии. Консультативный процесс: цели, роль и функции консультанта, опыт клиента, взаимодействие между клиентом и консультантом, консультативные техники и процедуры: гештальт-эксперимент, его подготовка и проведение в процессе консультирования, диалоговые упражнения ("техника пустого стула", ролевые игры и др. ), "делание кругов", принятие на себя ответственности, проективные игры, обращение в противоположное, преувеличение/уменьшение, техника "побудьте с вашим чувством", работа со сновидениями и др. Оценка подхода: достоинства и ограничения.
Транзактный анализ в психологическом консультировании. Э. Берн - основоположник подхода. Основные понятия: эго-состояния ("Родитель", "Взрослый", "Ребенок"), транзакция, типы транзакций, предписания и ранние решения, поглаживания, игры, купоны, жизненный сценарий, пересмотр ранних решений и выход за пределы сценария. Консультативный процесс: цели, роль и функции консультанта, опыт клиента, взаимодействие между клиентом и консультантом, консультативные техники и процедуры: структурный анализ, транзактный анализ, анализ семейного программирования, анализ ритуалов, времяпрепровождений, игр и жизненных сценариев. Оценка подхода: достоинства и ограничения.
Бихевиоральный подход к психологическому консультированию. А. Лазарус - виднейший представитель современной бихевиоральной терапии и консультирования. Основные понятия: классическое и оперантное обусловливание, роль когнитивных процессов, научения, подкрепление, научный метод (конкретность, измеряемость, воспроизводимость) в консультировании. Консультативный процесс: цели, роль и функции консультанта, опыт клиента, взаимодействие между клиентом и консультантом, консультативные техники и процедуры: релаксационный тренинг, систематическая десензитизация, методы моделирования (А. Бандура), тренинг социальных умений (уверенности и т. п. ), программы саморуководства и самоуправления; мультимодальная терапия А. Лазаруса (диагностика семи главных сфер функционирования личности, "технический эклектизм" при консультативном воздействии). Оценка подхода: достоинства и ограничения.
Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) и другие когнитивно-бихевиоральные подходы в психологическом консультировании. А. Эллис - основоположник рационально-эмотивной терапии. А. Т. Бек, Д. Майхенбаум - виднейшие представители современного когнитивно-бихевиорального подхода. Основные понятия РЭТ: иррациональные верования/убеждения, "настоятельная" потребность и "простое" предпочтение, "должен" и "обязан". A-B-C-теория личности, обнаружение и опровержение иррациональных верований на основе научного (эмпирические доказательства плюс логика) метода, замена иррациональных идей рациональными, рациональное переструктурирование и достижение рациональной философии жизни как основа эмоционального благополучия и поведенческой успешности человека. Консультативный процесс: цели, роль и функции консультанта, опыт клиента, взаимодействие между клиентом и консультантом, консультативные техники и процедуры: когнитивные методы (опровержение иррациональных идей и убеждений в диалогическом взаимодействии, заполнение форм самопомощи по обнаружению и замене иррациональных убеждений, библиотерапия, изменение языка ("должен" - "предпочитаю"), юмор; эмотивные методы (рационально-эмотивное управляемое воображение, ролевые игры, "атака на смущение", поведенческие методы (см. выше: Бихевиоральный подход.. . ). Представление о системе когнитивной терапии А. Т. Бека. Представление о системе когнитивной модификации поведения Д. Майхенбаума. Оценка подхода: достоинства и ограничения.
7. Интегративная тенденция в современном психологическом консультировании
Данные исследований об интегративных тенденциях в современном консультировании. Механический эклектизм и осмысленная интеграция различных подходов в индивидуальной консультативной практике. Преимущества глубокого и осмысленного владения различными подходами к оказанию психологической помощи. Выработка согласованного интегративного представления о сущности человека, причинах и условиях психологического благополучия и неблагополучия, выработка индивидуального консультативного стиля как критерия профессионализма консультанта.
Литература
Алешина Ю. Б. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Изд-во МГУ, 1994.
Адлер А. Наука жить. Киев: PORT-ROУЛI, 1997.
Атватер И. Я Вас слушаю.. . М., 1988.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1983.
Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984.
Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1993.
Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Независимая фирма "Класс", 1994.
Морли С., Шефферд Д., Спенс С. Методы когнитивной терапии в тренинге социальных навыков. СПб., 1996.
Перлз Ф. С., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. М., 1995.
Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
Сидоренко Е. В. Комплекс «неполноценности» и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера. СПб., 1993.
Фанч Ф. Преобразующие диалоги. Киев, 1997.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
Энрайт Д. Гештальт, ведущий к просветлению. СПб., 1994.
Юнг К. Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.
Bugental J. F. T. The art of the psychotherapist. N. Y.: W. W. Norton & Comp., Inc., 1987.
Corey G. Theory and practice of counseling and psychotherapy. 4-th ed. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole Publ. Co, 1991.
Dass R., Gorman P. How can I help? N. Y.: Alfred A. Knopf, 1991.
Kottler J. A., Blau D. S. The imperfect therapist: Learning from failure in therapeutic practice. San Francisco/ Oxford: Jossey-Bass Publ., 1990.
Kottler J. A. The complete therapist. San Francisco/ Ox-ford: Jossey-Bass Publ., 1991.
|
|
|
|
|
 |
|
|
 |
Страница 1 из 1 |
|
|
|