Автор |
Сообщение |
Алексей ЧалыйНачинающий
Сообщения: 25 Регистрация: 11.03.2006
|
|
Добавлено: Вс Мар 26, 2006 00:43 |
|
|
Готовя статью, о работе учителя с трудными подростками, хочу обратиться ко всем, имеющим своё мнение по этому вопросу.
Основное обсуждение темы, надеюсь, будет проходить здесь:
http://www.proza.ru/author.html?chalij
Тут же будет потом размещена и моя статья, конечно, после окончания обсуждения.
Но, я заранее благодарен всем, оставляющим своё мнение и на этом топике. Наиболее интересные идеи я перенесу.
Если вы хотите, чтобы я сослался на Вас в статье, ставьте соответствующую подпись (имя и фамилию).
Можете оставить ссылки на свои ресурсы по рассматриваемой теме, постараюсь их использовать.
|
|
|
|
|
 |
ЭлПользователь
Сообщения: 1753 Регистрация: 29.01.2006
|
|
Добавлено: Вт Мар 28, 2006 15:01 |
|
|
Прочитал вашу статью.
Действительно трудными детьми управлять не возможно, заставить тем более. Но вот манипулировать запросто. Но всё сводить к одной метафоре???
Это не правильно. Ведь способов манипуляций так много!
У нас вообще не правильная подготовка учителей. Они 5 лет долбят свой предмет в институте и чуть чуть психологии. Надо наоборот. Немного предмет и много, много навыков манипулирования детьми. Навыки за один день не отработаешь. Это как в спорте. Нужны годы.
|
|
|
|
|
 |
LeonПользователь
Сообщения: 3371 Регистрация: 03.12.2003 Откуда: москва
|
|
Добавлено: Вт Мар 28, 2006 15:08 |
|
|
Цитата: |
Действительно трудными детьми управлять не возможно, заставить тем более. Но вот манипулировать запросто.
|
запросто????
|
|
|
|
|
 |
ЭлПользователь
Сообщения: 1753 Регистрация: 29.01.2006
|
|
Добавлено: Вт Мар 28, 2006 15:46 |
|
|
Конечно если умеешь. А если нет то наживёшь только большую головную боль. Всё относительно во этом мире.
|
|
|
|
|
 |
LeonПользователь
Сообщения: 3371 Регистрация: 03.12.2003 Откуда: москва
|
|
Добавлено: Вт Мар 28, 2006 16:17 |
|
|
ИМХО слово "запросто" в отношении трудных подростков просто напросто неупотребимо впринципе. То, что более сложной группы для любого воздействия чем трудные подростки просто не существует известно любому мало мальски интересующемуся психологией. Тем кто ими занимаются надо памятники при жизни ставить, потому что более тяжелой и неблагодарной работы трудно найти.
|
|
|
|
|
 |
ЭлПользователь
Сообщения: 1753 Регистрация: 29.01.2006
|
|
Добавлено: Вт Мар 28, 2006 16:56 |
|
|
Цитата: |
Тем кто ими занимаются надо памятники при жизни ставить, потому что более тяжелой и неблагодарной работы трудно найти.
|
Согласен надо поставить. Я вот своей тёще хочу поставить у неё сын трудный. Но вот что интересно, что доктор медицины М. Эриксон учил. Что если в семье трудный ребёнок, то лечить надо всю семью. Вот мою тёщу надо сначала вылечить, а потом ей памятник поставить.
Цитата: |
То, что более сложной группы для любого воздействия чем трудные подростки просто не существует известно любому мало мальски интересующемуся психологией
|
А какой психологией???
Психологий так много!!!
Укажи конкретней. Ведь ты не знаешь всю! Может быть только для той которой ты лично интересовался? Зачем тогда так обобщаешь?
А что значит
Цитата: |
для любого воздействия
|
Я вот замечал, что у трудных подростков всегда есть лидер. Вот он запросто воздействует и манипулирует своими трудными. Тогда почему ты пишешь что для любого воздействия? Зачем искажаешь?
-----------------
Мир такой разнообразный и в нём нет трудностей, трудности бывают только в личном субъективном восприятии мира.
|
|
|
|
|
 |
LeonПользователь
Сообщения: 3371 Регистрация: 03.12.2003 Откуда: москва
|
|
Добавлено: Вт Мар 28, 2006 17:23 |
|
|
Цитата: |
Но вот что интересно, что доктор медицины М. Эриксон учил. Что если в семье трудный ребёнок, то лечить надо всю семью
|
че то мне это все как то странно знакомо......
Цитата: |
Психологий так много!!!
|
ну и много "психологий" занимается девиантными подростками?
|
|
|
|
|
 |
ЭлПользователь
Сообщения: 1753 Регистрация: 29.01.2006
|
|
Добавлено: Вт Мар 28, 2006 17:29 |
|
|
Ты не ответил на мой вопрос, а ответил вопросом на вопрос?
|
|
|
|
|
 |
LeonПользователь
Сообщения: 3371 Регистрация: 03.12.2003 Откуда: москва
|
|
Добавлено: Вт Мар 28, 2006 17:56 |
|
|
Цитата: |
Ты не ответил на мой вопрос, а ответил вопросом на вопрос?
|
для этого неплохо бы узнать каких таких "психологий" много, которые занимаются девиантными подростками?
|
|
|
|
|
 |
ЭлПользователь
Сообщения: 1753 Регистрация: 29.01.2006
|
|
Добавлено: Вт Мар 28, 2006 18:07 |
|
|
А я и не писал, что таких "психологий много"?
Вы опять искажаете??
Я даже не писал что есть "психологии" занимающиеся девиантными подростками???
Вы опять искажаете????
Так что на свой вопрос вы сможете ответить только сами, если сможете конечно. Удачи
|
|
|
|
|
 |
LeonПользователь
Сообщения: 3371 Регистрация: 03.12.2003 Откуда: москва
|
|
Добавлено: Ср Мар 29, 2006 11:26 |
|
|
опять мне это что то сильно напоминает....
Я так подозреваю что окромя доктора медицины Милтона Эриксона и прочитанной в школе китайской философии в области психологии больше знаний нет.
|
|
|
|
|
 |
ЭлПользователь
Сообщения: 1753 Регистрация: 29.01.2006
|
|
Добавлено: Ср Мар 29, 2006 12:00 |
|
|
Для Алексея Чалого.
Когда читал работы Макаренко и его опыт, то меня поразила способность к гибкому поведению Макаренко. Он мог произнести слово "Войдите" двадцатью интонациями. Но мало научиться произносить одно слово двадцатью интонациями. Надо ещё и научиться чувствовать момент, а это всё навыки.
Наблюдая за трудными подростками в семьях. Заметил простую вещь. Трудные подростки потому трудные, что манипулируют они своими родителями, а не родители своими детьми. Поэтому, если в семье трудный ребёнок, то надо работать со всей семьёй, это уже сегодня аксиома для семейных психотерапевтов и написано в любом современном учебнике по семейной психотерапии. Вот только как заманить семью к психотерапевту???
Что бы манипулировать, нужно быть очень гибким в своём поведении, хороший пример Макаренко, гибче чем тот кем вы собираетесь манипулировать. Дети очень гибки в своём поведении и прирождённые манипулятры.
Проблема трудных детей это не проблема. Она решаема. Потому что проблем в природе не существует. Но дело в том, что этой проблемой не занимаются профессионалы, потому что за неё мало платят. И профессионалы ею заниматься не будут, пока за это платить нормально не будут. Разве что энтузиасты одиночки. Но проблема трудных детей всё равно всегда будет оставаться, как и проблема воровства, преступности и т.д. Будут меняться формы но будет. Это фундаментальный закон вытекающий из закона борьбы противоречий. Без борьбы противоречий, борьбы хорошего и плохого, развития не будет.
Поэтому вот читаю сейчас С. Галлигена. Он подчёркивает, что зажатость в собственном поведении психотерапевта, отрицательно влияет на эффективность лечения.
|
|
|
|
|
 |
LeonПользователь
Сообщения: 3371 Регистрация: 03.12.2003 Откуда: москва
|
|
Добавлено: Ср Мар 29, 2006 13:24 |
|
|
Рад что вас, Эл, наконец кто то (надеюсь и я в том числе) подвиг на чтение литературы. Токо вот все таки советую начать с чего попроще для начала - вы в азах путаетесь упорно.
(вообще один из основных законов диалектики звучит как "единство и борьба противоположностей")
Алексей, в чем задача статьи? Тема довольно изучена (правда успехов не шибко много), у педагогов и психологов даже отдельные курсы есть по данному направлению. Какую цель вы преследуете?
|
|
|
|
|
 |
zavarkinПользователь
Сообщения: 2175 Регистрация: 09.01.2005
|
|
Добавлено: Ср Мар 29, 2006 13:44 |
|
|
|
|
|
|
 |
LeonПользователь
Сообщения: 3371 Регистрация: 03.12.2003 Откуда: москва
|
|
Добавлено: Ср Мар 29, 2006 14:02 |
|
|
Цитата: |
Не понимаю, что вкладывается в слово МАНИПУЛЯЦИЯ здесь, в теме???
|
потому что он прочитал у доктора медицины Милтона Эриксона это умное слово....
Впринципе данный термин даже среди психологов вызывает споры. В психотерапии манипуляция воспринимается как однозначно негативное явление состоящее в скрытом влиянии на чела с целью достижения каких то сугубо своих корыстных интересов.
У социальных психологов (Андреева Г.М.) это гораздо более широкое в понятие охватывающее гораздо больший круг явлений к которым относяятся и допустим воспитание и многие методы психотерапии.
Я согласен со вторым определением потому что манипуляции в понятии более узком оставляют за бортом то что не вписывается в это определение.
|
|
|
|
|
 |
ЭлПользователь
Сообщения: 1753 Регистрация: 29.01.2006
|
|
Добавлено: Ср Мар 29, 2006 14:14 |
|
|
Цитата: |
Рад что вас, Эл, наконец кто то (надеюсь и я в том числе) подвиг на чтение литературы. Токо вот все таки советую начать с чего попроще для начала - вы в азах путаетесь упорно.
|
Леон
Макаренко я прочитал ещё в 10 классе. Так как мне уже тогда пришлось заниматься трудными детьми, как впрочем и учебник по общей психологии. Была в этом необходимость, что бы решать те задачи которые надо было решить. Я их решил. Для меня это легко, я сам из так называемых трудных и не просто трудных я был лидером и прекрасно понимаю трудных пацанов, более того они мне нравятся. Но надо заметить, что учебник по общей психологии мне ничего не дал. Прочитав его, понимать людей и уметь управлять ими не станешь лучше. Ну разве что только при желании умничать. В этом я согласен с Козловым. Который утверждает, что закончив даже факультет психолгии психологом не станешь. Гораздо больше мне дали для понимания, книги отцов основателей НЛП, Хаббарда, Фрейда но в большей степени, всё таки М. Эриксон и конечно древние мудрецы.
По философии у меня отл, как впрочем и по все другим предметам, в отличие от вас и я был лучшим на курсе. Я знаю современную философию, индийскую, греческую и китайскую. Поэтому ваши подколы моих знаний по философии, меня наводят на философские размышления и только. Знать философию и понимать её а тем более уметь пользоваться, это не одно и то же. Закон единства и борьбы двух противоположностей можно привести на любом примере, в том числе и единстве и борьбы противоречий, единстве и борьбе сейфов и грабителей и т.д. Мир соткан из диалектических противоположностей.
Надеюсь вы наконец перестанете проходить по моей личности, раз уже решили не заню правда с какого прибабаху, что уже я достаточно начитан по вашему мнению, а действительно займётесь обсуждением темы, т.е обмену мнений, как впрочем и положено модератору форума, стимулировать обсуждение тем, а не склокничать с участником форума.
|
|
|
|
|
 |
LeonПользователь
Сообщения: 3371 Регистрация: 03.12.2003 Откуда: москва
|
|
Добавлено: Ср Мар 29, 2006 15:05 |
|
|
оппа....
Цитата: |
его, понимать людей и уметь управлять ими не станешь лучше.
|
кажись теперь понятно....
Цитата: |
Надеюсь вы наконец перестанете проходить по моей личности, раз уже решили не заню правда с какого прибабаху
|
да потому что чушь несете беспробудно, уважаемый.
Цитата: |
а действительно займётесь обсуждением темы, т.е обмену мнений, как впрочем и положено модератору форума, стимулировать обсуждение тем, а не склокничать с участником
|
ну вот давай те отвечайте что вы понимаете под манипуляцией....
|
|
|
|
|
 |
Алексей ЧалыйНачинающий
Сообщения: 25 Регистрация: 11.03.2006
|
|
Добавлено: Ср Мар 29, 2006 15:33 |
|
|
Господа, не спорьте о слове. Замените более нейтральным - управление.
Мне, кажется, нашей школе не хватает театральности.
|
|
|
|
|
 |
ЭлПользователь
Сообщения: 1753 Регистрация: 29.01.2006
|
|
Добавлено: Ср Мар 29, 2006 18:15 |
|
|
Цитата: |
да потому что чушь несете беспробудно, уважаемый.
|
Леон.
Ваше поведение оскорбительно и абсолютно не уместно в данной теме, а тем более как модератора. Прошлый раз моё пикитирование с вами закончилось тем, что вы меня просто отключили от форума. По принципу, прав тот у кого больше прав.
Поэтому я вынужден закончить на этом обсуждение темы.
Алексей удачи вам
|
|
|
|
|
 |
Кот_БаюнМодератор
Сообщения: 344 Регистрация: 21.10.2003 Откуда: Тюмень
|
|
Добавлено: Чт Мар 30, 2006 07:58 |
|
|
Народ: ЭЛ, Леон – расслабьтесь.
Ну, не нравится слово «манипуляция» – проведем рейфрейминг – заменим на «выстраивание взаимоотношений».
Если честно, я еще ни одного чистого актуализатора в своей жизни не видел – одни манипуляторы. Манипулировать умеют все – просто есть и лидеры.
Еще к диалектике привязались. Диалектика – это учение о развитии и всеобщих законах. Диалектика разбирает наиболее универсальные законы. И если затронули тему диалектики есть ведь не только материалистическая диалектика Маркса, которую сейчас разбираем, но и идеалистическая Гегеля. Применение этих законов можно найти хоть где от рождения и гибели галактик и цивилизаций до посадки картошки в огороде.
Чтобы стать настоящим философом, психологом, социологом – надо это прожить, прочувствовать на своей шкурке. А формальное образование дает только знания, а не опыт. Т.е. от знаний надо совершить еще действия, чтобы получить результат.
В пример, приведу Диогена. Вот он рассказывал о стремлении к естественности, к простоте, поэтому и жил в бочке и пил воду из ладони. А не писал в тиши кабинета монографии на тему: «Изменение психоэмоционального состояния у лиц пожилого возраста путем трансформации условий проживания на объемные объекты сферической структуры»
А конкретно про трудных детей – если брать практический аспект – надо поработать несколько лет и тогда можно обобщать полученный личный опыт в виде теории. А если просто проработка других статей, книг – ну, что хорошая аналитическая работа. Не то, что одно лучше (хуже) другого– цели разные – в одном случае помочь определенным конкретным детям, в другом написать хорошую статью.
Хотя реально всё взаимосвязано. Без теории, практика слепа. Без практики, теория мертва.
|
|
|
|
|
 |
Алексей ЧалыйНачинающий
Сообщения: 25 Регистрация: 11.03.2006
|
|
Добавлено: Чт Мар 30, 2006 10:53 |
|
|
Опыт безусловно есть.
Но есть опасение, что взгляд на проблему у меня сложился очень тенденциозный. Хочется узнать, как это видится со стороны.
|
|
|
|
|
 |
Алексей ЧалыйНачинающий
Сообщения: 25 Регистрация: 11.03.2006
|
|
Добавлено: Пт Мар 31, 2006 10:45 |
|
|
А вот и первый черновой вариант моей статьи.
Отклоняющееся поведение подростков в школе. Отклоняющееся от чего?
Однажды, я обратил внимание на некую закономерность. Появление подростков, затрудняющих работу учителя, в каждом классе происходит также неожиданно, как и появление зимы на наших улицах. В обоих случаях - мы оказываемся не готовы к этому. Отсюда – аврал, «пожарная тревога», «гололед» в отношениях с родителями и масса «забинтованных конечностей» учащихся. А ведь, чего, казалось бы, проще, готовиться к «зиме - весной», когда юные доверчивые создания приходят ещё только в свой первый класс.
Мы не замечаем, но вся наша жизнь наполнена ритуалами. Проснулись – пошли выпить чашечку кофе, значит, новый день – начался. Уже сколько лет в 21 час неизменно начинаются «Новости» на первом канале. Мы выходим из дома, встречаем знакомого и говорим ему: «Привет!». Далее может быть – всё, что угодно, но этот «Привет» - ритуал, без которого, просто, невозможно какое бы то ни было продолжение. Мы записываем какую-то свою мысль, решаем вставить в неё некий комментарий (ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!), открываем скобки и вставляем. Без скобок будет совершенно непонятно – что и к чему.
Жизнь даже маленького ребенка в течение дня подвержена постоянным изменениям. Утро – общение с родителями, завтрак, который ещё не хочется есть. Далее – встреча с товарищами, школа – разные предметы, много людей, столовая, спортзал, уроки и перемены, игры после школы, выполнение домашнего задания и ещё многое многое другое… Из всего этого насыщенного разнообразия мы хотим выделить УРОК, на котором такие разные дети (в том числе, с опережающим физическим или умственным развитием) должны сконцентрироваться на одном – на получении знаний. Думаю, всем становится понятно – для этого нужны «скобки», т.е. выделительный ритуал, причем, необычный и достаточно выразительный, чтобы быть в состоянии сыграть свою РОЛЬ.
Ритуалы, конечно же, есть и сейчас, причем, в каждой школе: в класс входит учитель, дети встают и хором отвечают на его приветствие: «Здравствуйте», в конце – учитель произносит: «Урок окончен». Однако, невыразительность всех этих действий и слов – делает ритуал совершенно неэффективным. Бегая по школе, дети десятки раз за день направо и налево говорят: здравствуйте, здравствуйте… А слова: «урок окончен» - зачастую вообще теряются учителем по недомыслию или пренебрежению, в силу отсутствия в этом действии какой бы то ни было театральности.
Каждая школа легко может придумать какой-то свой ритуал, свои «скобки» для урока. Важно только, чтобы он сохранялся на протяжении всех лет обучения ребенка в этой школе. Поэтому приведу только один пример.
В первый же день прихода малышей в школу, учитель объясняет им, как будет начинаться и заканчиваться каждый их урок.
Все встали, развели руки в стороны, а затем, вместе с учителем, сводят их ладонями вместе перед собой пальцами вверх. Учитель, при этом, произносит: МЫ СОБИРАЕМ НАШУ ЭНЕРГИЮ, ЧТОБЫ … (пауза) говорим все вместе: УЧИТЬСЯ! Садитесь.
В конце урока процедура повторяется в обратном порядке: встали, руки – ладонями вместе перед собой пальцами вверх, вместе с учителем руки разводятся в стороны, он, при этом, произносит: МЫ ОТКРЫВАЕМ НАШУ ЭНЕРГИЮ , ЧТОБЫ … (пауза) говорим все вместе: ОТДОХНУТЬ! Перемена.
Подобный ритуал отнимает у урока не более минуты, дети с удовольствием его воспринимают и выполняют. Наибольшую трудность в этом деле представляют учителя, со своими сложившимися стереотипами и непониманием важности для любого человека театрализованных ритуалов. А ведь, благодаря именно им УРОК возвышается над ежедневной суетой своей значимостью. Мы же этого хотим?!
Но одного ритуала мало. Очень важно для детей также понимание тех отношений, которые в классе должны складываться между ними, ну, и конечно, с учителем. Для этой цели наиболее подходящим инструментов является МЕТАФОРА. Только с её помощью можно донести до сознания ребенка, какого результата от него ждут, оставив ему на этом пути свободу выбора конкретных поступков.
Метафор может быть создано огромное множество. Пусть в их создании максимально проявится творчество учителей. Поэтому опять-таки только один пример.
Раз в году с детьми проводится урок – спектакль. Вначале учащимся предлагают вспомнить – приходилось ли им когда-то видеть цветущий луг, какое разнообразие цветов там было, какие им более всего запомнились… Далее – дети вместе с учителем фантазируют: какими цветками на этом прекрасном цветущем лугу они могли бы быть сами. Когда они уже создадут в своем воображении яркие образы, почувствуют, как их класс «становится» именно таким прекрасным цветущим лугом (или полянкой), учитель говорит: а теперь представим, что злой ветер хочет забросить на нашу территорию семена безобразного чертополоха. Что мы все будем делать?
Вот тут начинается самое главное. Каждый ребенок должен высказаться. Он – ромашка. Что в его силах сделать? Отбрасывать семена в сторону? Хорошо! Далее – кустик сирени – попросит паучков сплести сети на своих веточках, чтобы вовремя поймать эти злостные семена? Тоже хорошо! Колокольчик пригласит мышонка Кузю съесть эти семена? Замечательно! Красный мак вызовет мага и волшебника, чтобы тот изменил направление ветра? И это достойное решение! Вариантов ответов, лридумок маленьких фантазеров может быть великое множество. Все хороши. Обязательно только, чтобы все принимали участие в этом радостном творческом процессе. Возможны какие-то сценки, пантомимы… эмоции… Цветам на лугу можно придумывать самые удивительные и экзотичные названия, например, геройчик, раннецвет, гигантикус, солнечный лучик и т.д. и т.п. Это позволяет ребенку свободно придумывать – какой он цветок, как выглядит и какие у него есть особые свойства.
Такие метафоры относятся к категории предупреждающих. Они предотвращают поведение в коллективе, которое может испортить его, как цветущий луг. Обязательное условие, учитель на этом лугу должен быть рядовым цветком, таким же, как и все остальные. Если он выберет себе роль, напоминающую, например, садовника, то никто уже не будет проявлять собственной активности, ожидая действий именно от него, возможна даже конфронтация и противостояние. Метафора – дело серьёзное.
Управление с помощью метафор хорошо ещё и тем, что при возникновении малейшего намека на отклоняющееся поведение кого-то из учеников, учитель всегда с улыбкой может сказать: какой-то странный сегодня ветер подул, он не принесет нам семян безобразного чертополоха? Иносказательность такого шутливого обращения никого не задевает, не подавляет и не провоцирует на последующее противостояние! Это ВАЖНО!
Ритуалы поддерживают сами себя ежедневным повторением. К уроку – спектаклю учитель готовится заранее. И то и другое не представляет абсолютно никакой сложности в реализации. Вместе они дают чрезвычайно благоприятный эффект. Но жизнь – полна неожиданностей, подростки порой бывают совершенно непредсказуемы. Там, где и не ждали, может неожиданно появиться «огонек» отклоняющегося поведения, особенно в старших классах. Он не должен разгореться в большой неприятный костер. Дурной пример – так заразителен.
Ни в коем случае нельзя учителю поддаваться на провокации ученика и одергивать его в течении всего урока. Это легко превращается в игру и закрепляется в поведении. Надо или не замечать мелочей, надеясь, что всё само собой придет в норму, а если этого не происходит, дать один раз, но очень достойную отповедь с использованием рефрейминга приблизительно такого содержания:
-Ты, наверно, представляешь себе, что твои одноклассники скажут: посмотрите, какой он герой. Только спросим тебя: от кого этот герой нас спасает?
От знаний, которые твои товарищи могли бы получить на этом уроке?
От хорошей и престижной работы, которую они могли бы иметь в дальнейшем?
Ты предлагаешь им занять самую низшую социальную ступень? И оттуда вместе с тобой возмущаться всеобщей несправедливостью?
Текст такой или подобной отповеди должен висеть в учительской. Учитель не должен растеряться в нужный момент, заняв оборонительную позицию, мол, не надо мне мешать вести урок. Это заканчивается всегда плохо – игрой в преследователя и жертву (*).
И в конце хочется напомнить, что у учителя в арсенале всегда должны быть маленькие хитрости, чтобы сделать свой урок интересным и запоминающимся. Очень любопытный ход – обращение одного нашего учителя к своим подопечным: «А теперь давайте ЗАБУДЕМ эту формулу. Так, кто лучше всех ее забыл? Иванов, скажи, что мы все стараемся забыть?». То, что стараешься забыть – никогда не забывается. И ещё, объясняйте своим детям, как можно более подробно, чего вы от них хотите. Порой, это вам только так кажется, что вы сказали все понятно, пропуски информации, зачастую, бывают, просто, громадны.
Учитель, который, обычно, заканчивает урок маленьким детским анекдотом, всегда сможет удержать внимание учащихся на трудной теме, сказав вначале: я для вас сегодня такой анекдот приготовил, закачаетесь, но это потом, если будете меня сегодня особенно внимательно слушать. Не помешает, при этом хитро улыбнуться. Не бойтесь таких приемов. Именно они придают вам индивидуальность УЧИТЕЛЯ.
Хочется верить, что наступит время, когда «зима» не будет приходить на наши улицы неожиданно. В нашем распоряжении, оказывается, есть очень простые и эффективные инструменты: ритуал (*), метафора (**) и рефрейминг (**). Все они – структурообразующие элементы общества, а школа – её маленькая модель. Но такая ВАЖНАЯ! Речь о трудных подростках, обычно, возникает там, где все пущено на самотек, где все не организованно и не продуманно заранее. Говоря: трудный подросток, девиантное или отклоняющееся поведение, мы предполагаем, что есть от чего отклоняться, а действительно ли есть? Построено ли то, от чего возможно какое-либо отклонение?
Алексей Чалый, психолог.
* Эрик Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. С-Пб – М, 1996г.
** Джозеф О-Коннор и Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование. Челябинск, 1997г.
|
|
|
|
|
 |
LeonПользователь
Сообщения: 3371 Регистрация: 03.12.2003 Откуда: москва
|
|
Добавлено: Пт Мар 31, 2006 14:41 |
|
|
честно говря не вижу здесь раскрытия темы о работепедагога струдными подростками..
скорее рекомендации по проведению уроков в школе и предложенные некоторые педогагические приемы которые я коментировать не буду в силу отсутствия опыта.
Но вот некоторые моменты:
Цитата: |
непониманием важности для любого человека театрализованных ритуалов. А ведь, благодаря именно им УРОК возвышается над ежедневной суетой своей значимостью. Мы же этого хотим?!
|
Вы не считаете, что когда некая новизна пройдет и ритуал по "открытию энергии" будет значить ничуть не больше чем "здравствуйте дети, садитесь дети" (который впринципе настраивает на урок)? Подобный прием в течении долгово времени использовал мой покойный тренер по карате, и могу сказать что кроме набора слов как для меня так и для остальных подопечных это ничем более не было.
Цитата: |
дать один раз, но очень достойную отповедь с использованием рефрейминга приблизительно такого содержания:
-Ты, наверно, представляешь себе, что твои одноклассники скажут: посмотрите, какой он герой. Только спросим тебя: от кого этот герой нас спасает?
От знаний, которые твои товарищи могли бы получить на этом уроке?
От хорошей и престижной работы, которую они могли бы иметь в дальнейшем?
Ты предлагаешь им занять самую низшую социальную ступень? И оттуда вместе с тобой возмущаться всеобщей несправедливостью?
|
данный прием возможно будет боле мене эффективен в старших классах школы, но там то как правило уже остаются школьники, настроенные на поступление в ВУЗ и проблемы с дисциплиной значительно меньше. Но и там произнеся такую речь, учителю грозит опасность дисскурсии на тему "а на хера мне ваша история\литература\физика по жизни нужна? Да и в мой ВУЗ совсем другие экзамены" либо размышление о социальной ступени которой приходиться довольствоваться педагогам.... Не хотелось бы оказаться в такой ситуации...
А вот в средних классах школы подобная речь врятли вообще когото зацепит, так как подростку может оказаться гораздо важнее в групповой иерархии роль лидера и внимание девушек, тогда как престижная работа и некая малопонятная социальная ступень врят ли занимает какие либо мысли.
Цитата: |
Но такая ВАЖНАЯ! Речь о трудных подростках, обычно, возникает там, где все пущено на самотек, где все не организованно и не продуманно заранее.
|
Не согласен. Наличие трудных подростков не зависит от того каким стилем управления пользуется преподаватель: демократическим, авторитарным или попустительским. (Причем сильно подозреваю что при авторитарном стиле работа с трудными подростками гораздо эффективнее....)
причина "трудности" подростка как правило лежит либо неблагополучности его семьи либо в гиперактивности(привет саентологам!) либо в тяжело протекающих процессах характерных для подросткового кризиса и я считаю что педагог тут должен работать в связке с психологом.
|
|
|
|
|
 |
ЭлПользователь
Сообщения: 1753 Регистрация: 29.01.2006
|
|
Добавлено: Сб Апр 01, 2006 13:32 |
|
|
Все люди, по-видимому, имеют врожденную склонность к ритуалам. Ритуал можно определить как выражение чувства социальной принадлежности, потребности в контакте с группой. Можно найти эту потребность не только на ранних стадиях развития человечества, но и в высоко цивилизованных группах. Игры детей в значительной степени состоят из разыгрывания и повторения ритуалов.
Нормальные люди, по-видимому, также испытывают потребность в ритуалах. Если важное событие не отмечается каким-нибудь подобающим ритуалом — тостом, рукопожатием, речами, процессиями, церемониями, то возникает чувство бессмысленности и пустоты. Ритуал призван обеспечить переживание порядка, формы и целенаправленности.
Ритуал не только удовлетворяет глубокие потребности индивида, но имеет и социальную ценность, подкрепляя значение групповой жизни для выживания.
Какова бы ни была ценность ритуала для группы, ритуал обязательно прерывает — для того он и предназначен, — по крайней мере, некоторые спонтанные и личные процессы индивидов, входящих в группу.
Что бы индивиды входящие в группу могли начать выполнять слаженно общие задачи и цели поставленные перед группой.
Поэтому у хорошего учителя и тренера занятия всегда начинаются с ритуала. Но так как ритуал действует на подсознание, минуя сознание, то для большинства учеников ритуал так до конца жизни и останется не понятой формальностью. Если конечно они не начнут изучать психологию в более старшем возрасте и не разберутся почему у людей такая потребность в ритуалах.
|
|
|
|
|
 |
Алексей ЧалыйНачинающий
Сообщения: 25 Регистрация: 11.03.2006
|
|
Добавлено: Сб Апр 01, 2006 14:01 |
|
|
Некоторое время назад (лет 8-10) свои дни рождения я стал отмечать посадкой деревьев. Создал свой ритуал, и теперь, когда подходит время, даже какой-то "зуд" появляется: скоро, скоро...
Очень много зависит от артистичности учителя или тренера, от того, как он сам относится к ритуалу.
|
|
|
|
|
 |
|
|
 |
Страница 1 из 4 |
На страницу 1, 2, 3, 4 След. |
|
|