Мир Психологии
Главная Биржа труда Психологический чат Психологический форум
Правила общения div FAQ div Поиск div Пользователи div Группы div Регистрация div Вход
Имя: Пароль: Автоматически входить при каждом посещении
Психологический форум arrow Обмен опытом, практическая психология arrow Страх смерти, его локализация и назначение.

Страх смерти, его локализация и назначение.
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 7, 8, 9 ... 14, 15, 16  След.
Начать новую тему   Ответить на тему
Автор Сообщение
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Вс Сен 17, 2006 12:19 Ответить с цитатой

***

Последний раз редактировалось: Michaеl (Чт Сен 21, 2006 07:23), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Autre
Начинающий
Сообщения: 27
Регистрация: 13.03.2006
Откуда: Санкт-Петербург
СообщениеДобавлено: Пн Сен 18, 2006 03:52 Ответить с цитатой

to Квадрат Малевича
Цитата:
"К слову сказать тифоанализ не использует фрейдовский термин "инстинкт смерти", мы предпочитаем более широкое понятие "влечение к смерти". А на фоне влечения репрезентируют себя все имеющиеся у живого инстинкты и "духовные интенции".


Маленькая ремаркаУлыбаюсь, шучу:
В своих текстах Фрейд нигде об инстинктах не говорит, за исключением тех мест, где речь идет о животных . В остальном он использует достаточно конкретный
термин "Trieb"- "влечение" — одно из звеньев цепи “Drang-Trieb — Will”
К слову отмечу, вслед за Лаканом, что именно на переводчике фрейдовых текстов на англ. язык Стрейчи, лежит ответственность за превращение очень важного психоаналитического понятия «влечение» в биологический термин «инстинкт».
УДовлетворить межно потребность, инстинкт... влечение же, как и желание, удовлетворить невозможно
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Троглодит
Пользователь
Сообщения: 1558
Регистрация: 28.04.2005
СообщениеДобавлено: Пн Сен 18, 2006 18:15 Ответить с цитатой

Интересно, как в практических целях можно использовать знания о локализации и назначении страха смерти...
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Вечный Странник
Пользователь
Сообщения: 1931
Регистрация: 23.10.2005
Откуда: Минск
СообщениеДобавлено: Пн Сен 18, 2006 20:00 Ответить с цитатой

Мне очень интересно начало топика адады, но поскольку у него отношение к моим высказываниям почти такое же как и у Михаила, рассмотрю бод благовидным предлогом это в своем топике. Правила, думаю не запрещают этого. Тем болеее, что это созвучно моим мыслям:
adada писал(а):
Складывается впечатление, что феномен страха смерти у человека складывается в результате причудливого и уникального (в природе) сочетания двух способностей: мыслить и сознавать.

Троглодит писал(а):
Интересно, как в практических целях можно использовать знания о локализации и назначении страха смерти...
Я думаю тема предполагает решение проблем конкретных людей. Здесь локализация понятна, вот назначение никак не привязывается. Ну, а вот это непонятно:
Цитата:
Относительно страхов, как мне кажется, перспективным мог бы стать эволюционный подход
Это что, клиенту надо рассказывать, что он не рыба? Может быть с целью убеждения, не знаю, что имел ввиду Михаил.
А если не страх высоты?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Вт Сен 19, 2006 00:04 Ответить с цитатой

Цитата:

Это что, клиенту надо рассказывать, что он не рыба?

Грущу Грущу Грущу
Если бы Вы имели хоть какое-то представление о бихевиоральных методах лечения фобий, то с легкостью смогли бы заметить, что резистентность к терапии прямо связана с периодом филогенеза и антропогенеза в котором появляется этот страх.


Последний раз редактировалось: Michaеl (Чт Сен 21, 2006 07:20), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Вечный Странник
Пользователь
Сообщения: 1931
Регистрация: 23.10.2005
Откуда: Минск
СообщениеДобавлено: Вт Сен 19, 2006 00:16 Ответить с цитатой

Michael писал(а):
...Если бы Вы имели хоть какое-то представление о бихевиоральных методах лечения фобий, то с легкостью смогли бы заметить, что резистентность к терапии прямо связана с периодом филогенеза и антропогенеза в котором появляется этот страх.
Для психологов-практиков это очень интересно. Круто!

Цитата:
ВС, не пугайте, пожалуйста, в очередной раз Autre, она одна стоит пятерых вечных странников, без преувеличения Улыбаюсь, шучу

Она ничего не стоит. А Б С О Л Ю Т Н О.

Есть два мнения.

Девушка, вы даже очень красивая.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Вт Сен 19, 2006 00:18 Ответить с цитатой

***

Последний раз редактировалось: Michaеl (Вт Сен 19, 2006 11:52), всего редактировалось 5 раз(а)
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Вечный Странник
Пользователь
Сообщения: 1931
Регистрация: 23.10.2005
Откуда: Минск
СообщениеДобавлено: Вт Сен 19, 2006 00:20 Ответить с цитатой

Michael писал(а):
Ой, ВС банить ВАС нужно, вы глупый.

Чем вы можете подтвердить вашу оценку?
Опять фея? Круто!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Вечный Странник
Пользователь
Сообщения: 1931
Регистрация: 23.10.2005
Откуда: Минск
СообщениеДобавлено: Вт Сен 19, 2006 00:24 Ответить с цитатой

Да, а глупых вы отфильтровываете?
Вам же велено сортировать козлов и баранов. Не превышайте полномочия. Тем более, втягиваете во флуд.


Последний раз редактировалось: Вечный Странник (Вт Сен 19, 2006 20:28), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Вт Сен 19, 2006 00:27 Ответить с цитатой

***

Последний раз редактировалось: Michaеl (Вт Сен 19, 2006 11:58), всего редактировалось 2 раз(а)
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Вечный Странник
Пользователь
Сообщения: 1931
Регистрация: 23.10.2005
Откуда: Минск
СообщениеДобавлено: Вт Сен 19, 2006 00:54 Ответить с цитатой

***

Последний раз редактировалось: Вечный Странник (Вт Сен 19, 2006 20:29), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Вт Сен 19, 2006 11:24 Ответить с цитатой

***

Последний раз редактировалось: Michaеl (Вт Сен 19, 2006 12:08), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Квадрат Малевича
Пользователь
Сообщения: 789
Регистрация: 10.07.2006
СообщениеДобавлено: Вт Сен 19, 2006 11:49 Ответить с цитатой

Autre писал(а):
В своих текстах Фрейд нигде об инстинктах не говорит, за исключением тех мест, где речь идет о животных. В остальном он использует достаточно конкретный термин "Trieb"- "влечение" — одно из звеньев цепи “Drang-Trieb — Will” . К слову отмечу, вслед за Лаканом, что именно на переводчике фрейдовых текстов на англ. язык Стрейчи, лежит ответственность за превращение очень важного психоаналитического понятия «влечение» в биологический термин «инстинкт».

ОК! В русских переводах Фрейда, в пересказах его теории, словарях обычно употребляют понятие "инстинкт смерти" и часто последующую критику основывают исходя из рамок понятия "инстинкт". В английском же языке немецкому понятию Trieb соответствуют два понятия: instinkt и drive. Стрэчи посчитал, что именно понятие instinct наиболее адекватно немецкому понятию Trieb. Кстати, дедушка Фрейд не возражал против того, чтобы Trieb переводилось на английский язык именно как instinct, а не drive. Так что разночтения здесь возможны. Терминологическим нюансам отведено свое место и в тифоанализе. См. http://www.tiphoanaliz.narod.ru/lit/t_analiz/t_analiz3.html"
Autre писал(а):
Удовлетворить можно потребность, инстинкт... влечение же, как и желание, удовлетворить невозможно

А вот этого я не понял. Объясните пожалуйста.

Троглодит писал(а):
Интересно, как в практических целях можно использовать знания о локализации и назначении страха смерти...

В глубинной психологии (в т.ч. в тифоанализе) знание того, чего боится данный человек позволяет с высокой точностью вскрыть его конкретные фрустрированные потребности.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Autre
Начинающий
Сообщения: 27
Регистрация: 13.03.2006
Откуда: Санкт-Петербург
СообщениеДобавлено: Вт Сен 19, 2006 14:23 Ответить с цитатой

to Квадрат Малевича
О да, " инстинктные драйвы" в т. объектных отношений пример наследия Стрейчи Смеюсь
Чем руководствовался Стрейчи?-
стремлением сделать фрейда понятным в научном мире.
Действительно, Фрейд не возражал против такого перевода понятия
"Trieb" по причине желания распространения своих взглядов в научных кругах за пределами родной Австрии.

Это история. История одного перевода, которая всегда пишется сингулярно в рамках дискурса одного переводчика, посему обвинений в адрес Стрейчи быть не может.
Однако, На мой взгляд разница между влечением и инстинктом столь существенна, что является темой отдельного топика, отдельного разговора.

Далее,
Цитата:

Autre писал(а):
Удовлетворить можно потребность, инстинкт... влечение же, как и желание, удовлетворить невозможно

А вот этого я не понял. Объясните пожалуйста

С удовольствием Улыбаюсь, шучу, насколько это будет уместно в рамках данной темы.
Имея дело с психикой субъекта мы обязательно сталкиваемся с триадой:
Потребность, Запрос, Желание.
Потребность относится к биологическому уровню (потребность в пище), т.е. она нацелена на конкретный объект и удовлетворяется им.
запрос — к ее выражению в требовании любви (обращение в поле языка к другому, требование признания)
Следовательно: биолог. потребность и запрос, имеющий корни в языке никогда не совпадают. Между ними зазор, трещина. Вот в этой расщелние и появляется ЖЕЛАНИЕ как раз на той границе, где запрос отделен от потребности.
само желание человека конституировано ... под знаком посредничества; оно желает быть признанным как желание. Своим объектом оно имеет желание, а именно, желание “другого”.
Желание неудовлетворимо, ибо за желанием какго-то объекта всегда безусловно скрываеться желание БЫТЬ ПРИЗНАНЫМ ДРУГИМ Дурачусь А это признание по сути и есть смысл жизни. К примеру, как вы думаете, что стоит за желанием менять машины каждый месяц? а сотовый телефон? А что стоит за капризами барышни: " мне нечего надеть сегодня (впрочем как и всегда) , поэтому я желаю посетить сегодня бутик/рынок/магази/секонд-хенд (нужное подчеркнутьУлыбаюсь, шучу А после приобретения столь "нужного" мне объекта вдруг захандрить по поводу "че-то не то.. да не.. то конечно (это ж я лично выбирал/выбирала, вроде это мое желание-то было).. но все-таки не то. завтра надо пойти снова и купить уж точно то "что надо"!
Удовлетворение всегда обнаруживает онтологическую нехватку.

Влечения -суть аспекты желания, его частичные проявляения. Невозможно удовлетворить влечение ка ки желание, ибо цель влечения не конечна, она коренится в самом движении. Смысл наслаждения в навязчивом повторении.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
adada
Пользователь
Сообщения: 1448
Регистрация: 23.03.2005
Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
СообщениеДобавлено: Вт Сен 19, 2006 16:11 Ответить с цитатой

Autre писал(а):
... С удовольствием, насколько это будет уместно в рамках данной темы...
...обращение в поле языка к другому...

Уместно и то, и другое! Но если удовольствие дело интимное, то упоминание о языке как условии существования одного из членов триады -- значимо для темы в целом.

Если исходить из устоявшихся представлений, то получается, что человек овладел языком в объеме, достаточном для формулировки запроса, весьма недавно, не более 50-100 тыс. лет назад, примерно в то же время, когда он начал оставлять следы пристрастных захоронений умерших.
Но есть основания полагать (их дают нам множество разрозненных суждений ученых об эволюции и глоттогенезе), что до этих счастливых тысячелетий был еще гораздо более длительный период развития человека, в течение которого его язык по всей видимости значительно отличался от современного, так же как и его сознание. И этот язык односторонней коммуникации (суггестии, инфлюации, дрессуры -- пока не так уж и важно) по природе своей долгое время не мог содержать знаков потребности в любви, если только под любовью мы не будем понимать любовь хабилиса к сытной еде.
Сказанное вряд ли может опровергнуть интересные и ловкие умозаключения 'Autre', но считать их универсальными тоже не позволяет... если не ошибаюсь, конечно... Улыбаюсь, шучу

Предполагается, что тому темному периоду нашего сознания мы обязаны и своим факультативным страхом смерти (факультативность подчеркиваю особо, чтобы не быть заподозренным в неофрейдистских устремлениях). Не смерти телесной страшился наш предок, а "смертей" своих постоянно перемежающихся состояний сознания. Лечить больных эта гипотеза вряд ли поможет, а вот разобраться со здоровыми... -- в этом бы я ей на скору ручку отказывать не стал!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Autre
Начинающий
Сообщения: 27
Регистрация: 13.03.2006
Откуда: Санкт-Петербург
СообщениеДобавлено: Ср Сен 20, 2006 03:28 Ответить с цитатой

Цитата:
Сказанное вряд ли может опровергнуть интересные и ловкие умозаключения 'Autre'
А опровергать вообщем-то и нечем и незачем, ибо мы с вами говорим о языке, возможно, находясь в разных дискурсахНевообразимо!
Все зависит от точки отсчета: к примеру понятие "человеческим язык".
Если в качестве отличительной черты человеческого языка мы обозначим возможность с его помощью передавать абстрактные понятия, то и искать истоки языка необходимо там, где появляется эти переданные представления. Если же рассуждать о происхождении языка как о происхождении знаковой коммуникативной системы вообще, то объяснить происхождение абстрактных понятий, нам будет затруднительно, так как проблема теорий происхождения языка в том, что они не объясняют происхождения "мифологического" уровня языка - того, чем, собственно, язык человека кардинально отличается от "языков животных. (О мифологической функции язык кстати, по-моему,писал К. Леви-Стросс )
Посему мне кажется логичнее задать вопрос о мышлении арахического первобытного мифологического человека и о позиции запроса в этом ракурсе.
Я стою на позициях интерпретации языка как структурного условие «психоаналитических» феноменов; само бессознательное «структурировано как язык».
То есть : я вижу проблему языка в лакановском ключе через структуру символического.
Другого пути, кроме как язык, войти в символическое - нет.
Запрос, желание конечно же связаны с символическим регистром, ибо речь идет о требовании признания
В формировании своего собственного я важную роль играет другой.
"И этот язык односторонней коммуникации", как вы говорите , более похож , на мой взгляд, на "язык животных" на уровне первой сигнальной системы, то есть системы непосредственного восприятия действительности, создаваемой органами чувств. Это прямые конкретные сигналы. В таком случае , безусловно, ни о каком запросе речи не идет.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Квадрат Малевича
Пользователь
Сообщения: 789
Регистрация: 10.07.2006
СообщениеДобавлено: Ср Сен 20, 2006 08:00 Ответить с цитатой

Autre писал(а):
Потребность относится к биологическому уровню (потребность в пище), т.е. она нацелена на конкретный объект и удовлетворяется им. запрос — к ее выражению в требовании любви (обращение в поле языка к другому, требование признания) Следовательно: биолог. потребность и запрос, имеющий корни в языке никогда не совпадают. Между ними зазор, трещина. Вот в этой расщелние и появляется ЖЕЛАНИЕ как раз на той границе, где запрос отделен от потребности. само желание человека конституировано ... под знаком посредничества; оно желает быть признанным как желание. Своим объектом оно имеет желание, а именно, желание “другого”.

Спасибо большое, Autre, за детальное разъяснение.
Я догадывался, что именно в таком разрезе будет ответ. К своему сожалению очень поверхностно знаком с Лаканом, хотя в будущем наверстаю упущенное. Тем не менее, Лакан не Фрейд, и в классическом психоанализе подобной однозначной трактовки нет. Не помню кто сказал Улыбаюсь, шучу , но сказал очень точно: назад к Фрейду!
Я могу уловить разницу в понятиях "инстинкт", "влечение", "потребность", "желание", "запрос". Но сам факт многообразия трактовок этих понятий различными школами лишний раз свидетельствует, что четких критериев деления этих понятий нет. Как раз в единой направленности лежит их общность. Трудно увидеть "зазор, трещину" между "биологической" потребностью и запросом, "имеющим корни в языке", т.к. язык является одним из видовых биологических признаков человека.
Тем не менее, мне очень интересно услышать Ваше мнение. Насколько знаю, Лакан уделял внимание теме "влечения к смерти", "навязчивых повторений" и стало быть страх смерти тоже лежит где-то в этом поле.
Только, прошу, не используйте структуралистскую уловку: мы с вами в разных дискурсах и понимание невозможно-с. Нетрудно заметить, что здесь каждый находится в своем дискурсе, но тем не менее, обнаруживает точки соприкосновения своего дискурса с дискурсом другого. А вот уже в "зазоре, трещине" этого контакта можно разглядеть мнооого интересного Улыбаюсь, шучу .
___________________

В поисках "эволюционных корней" страха смерти заглянул в учебник Шкуратова В.А. "Историческая психология". К сожалению палеопсихология в нем описана весьма скудно. Зато раздел средневековья содержит именно то, что обсуждается здесь. С ссылкой на М.Бахтина Шкуратов описывает карнавальный смех*:
Цитата:
В первобытной магии смех ритуален, он включен в момент смыслового и физического уничтожения предмета, т. е. перевода его из одной ипостаси (физической)в другую (смысловую)… Рыдающий вопль вызывает предмет из отсутствия, смеющийся - провожает его туда. Самый глубокий смысл смеха оказывается самым примитивным. Смех вызывает-устраняет предмет, он оперирует таким образом между уровнями физического существования и несуществования. Физическое несуществование есть смысл. Чистое действие совершенно бессмысленно. Инвокация (крик) есть физический акт, первая и самая доступная (наряду с предметом) наличность. В то же время наличность уже не предметная, но особая, годная для проявления того, чего нет.

Далее цитата из М.Бахтина:
Цитата:
Особенно остро ощущал средневековый человек в смехе именно победу над страхом. И ощущалась она не только как победа над мистическим страхом ("страхом божиим") и над страхом перед силами природы, - но прежде всего как победа над моральным страхом, сковывающим, угнетающим и замутняющим сознание человека: страхом перед всем освященным и запретным ("мана" и "табу"), перед властью божеской и человеческой, перед авторитарными заповедями и запретами, перед смертью и загробными воздаяниями, перед адом, перед всем, что страшнее земли. Побеждая этот страх, смех прояснял сознание человека и раскрывал для него мир по-новому. Это победа, правда, была только эфемерной, праздничной, за нею снова следовали будни страха и угнетения, но из этих праздничных просветов человеческого сознания складывалась другая неофициальная правда о мире и о человеке, которая подготовляла новое ренессансное самосознание.

На что хочется обратить внимание.
Бахтин рассматривает смех как антипод страха. Причем он отмечает, что объективно смех не меняет ситуацию (все пугающие объекты остаются на своих местах), но он "проясняет сознание".
Я бы перефрозировал эту ситуацию таким образом: концентрация на страхе смерти (в данном случае смеховая) позволяет вывести из бессознательного тревожащие аспекты и более четко осознать потребности которые лежат за этими страхами и в определенной степени удовлетворить их. В этом смысле смех является не столько победой над страхом, сколько удовлетворением желания, которое прикрывается страхом.

*Любопытно, кстати, услышать мнение этологов - что они говорят о филогенезе смеха.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
adada
Пользователь
Сообщения: 1448
Регистрация: 23.03.2005
Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
СообщениеДобавлено: Ср Сен 20, 2006 09:06 Ответить с цитатой

Предлагается считать символическим язык любого уровня, начиная от животного. Например, последовательно 1) сенсорным, 2) символьным, 3) семиотическим. Тогда архаический скорее всего будет отнесен ко второму. Но рубежом между "языком" и языком является, как мы предполагаем, не достижение второго уровня, а тот момент, когда язык становится произвольно символичен, когда возникает такой зазор между восприятием и символом, который может быть заполнен различным заранее не установленным (инстинктом или научением) знаковым образом.

Но, считая язык практическим сознанием, мы в этом случае приходим к выводу, что эта произвольность языка должна быть производной от произвольности сознания. И вытекать из определенной недетерминированности сознания восприятиями среды, а, будучи соединенной с возможностью мозга удерживать параллельно и одновременно такие произвольные образы, -- также нагружаться не только произвольностью языка, но и тем феноменом, который рассматривается в нашей теме.

Если в однозначном "сознании" животного царит исключительно инстинкт самосохранения, то страх смерти возникает в том случае, когда возникает конфликт нескольких сознаний. А этот конфликт у палеочеловека скорее всего был неизбежен, поскольку его мышление было еще недостаточно зрелым, чтобы эффективно справляться с возникшей "поливалентностью".

Смех как прием по-видимому непосредственно связан со страхом смерти, но его возникновение требовало определенного развития символизации, т.е. отвечало условиям 2-го уровня.


"Смерти боятся, когда знают, что ее время еще не пришло."
Эта цитата из беллетризованного философско-психологического эссе Бернарда Вербера "Империя ангелов" может быть интерпретирована нами теперь так: когда у человека начались столкновения его архаических сознаний, из которых только одно в каждый момент времени могло реализоваться в поведении, тогда уходящие со сцены сознания и стали полем для развития страха смерти.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Квадрат Малевича
Пользователь
Сообщения: 789
Регистрация: 10.07.2006
СообщениеДобавлено: Ср Сен 20, 2006 11:11 Ответить с цитатой

adada писал(а):
...Когда у человека начались столкновения его архаических сознаний, из которых только одно в каждый момент времени могло реализоваться в поведении, тогда уходящие со сцены сознания и стали полем для развития страха смерти.

По Вашему поле битвы этих сознаний сугубо ментальное? На выходе мы имеем только одно поведение детерминируемое "победившим сознанием" или все-таки в поведении отражается эта самая борьба? Если справедливо последнее, то какую эволюционную пользу оно несло в плане выживания вида?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
adada
Пользователь
Сообщения: 1448
Регистрация: 23.03.2005
Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
СообщениеДобавлено: Ср Сен 20, 2006 12:13 Ответить с цитатой

Если я верно понял Ваш вопрос, т.е. так же, как и сам себе его задавал, версии сознания, переполняя перцептивное ментальное пространство, должны бы снизить скорость и качество реакции организма, т.е. отрицательно повлиять на эффективность поведения.
Рассмотрим пример.
Тень под кустом может быть интепретирована "одномерным" сознанием или как опасная, или неопасная. И дальнейшая судьба особи зависит от точности попадания, от удачи. "Двумерное" же сознание (а оно и должно было быть вначале двумерным), хотя и задерживает поведенческий ответ, отвлекает аналитический ресурс мозга на обработку, -- но создает дополнительную нагрузку на нейронные структуры. В результате более приспособленным оказывается не удачливый, а тот, у кого голова более развита, более пригодна к преодолению стресса, возникающего от мультипликации сознания.

Такой развивающий стресс сродни тому, который постоянно сопутствует взаимодействию с переменными факторами окружающей среды -- но этот вживленный фактор еще переменнее, еще произвольнее и непредсказуемее, следовательно, сравнительно с внешним, менее богатым на сюрпризы -- эффективнее.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Квадрат Малевича
Пользователь
Сообщения: 789
Регистрация: 10.07.2006
СообщениеДобавлено: Ср Сен 20, 2006 13:47 Ответить с цитатой

adada писал(а):
Тень под кустом может быть интепретирована "одномерным" сознанием или как опасная, или неопасная. И дальнейшая судьба особи зависит от точности попадания, от удачи. "Двумерное" же сознание (а оно и должно было быть вначале двумерным), хотя и задерживает поведенческий ответ, отвлекает аналитический ресурс мозга на обработку, -- но создает дополнительную нагрузку на нейронные структуры. В результате более приспособленным оказывается не удачливый, а тот, у кого голова более развита, более пригодна к преодолению стресса, возникающего от мультипликации сознания.

Что ж, внутренняя логика в этом есть. Сложность, на мой взгляд, заключается в том, что в представленной схеме у особи "устойчивой к стрессу мультипликационного сознания", после периода успешной адаптации рано или поздно должна наступить фаза истощения (при условии, если мультипликационное сознание представляет собой некий фон). В таком случае никаких существенных бонусов перед особью с одномерным сознанием она не имеет.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
adada
Пользователь
Сообщения: 1448
Регистрация: 23.03.2005
Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
СообщениеДобавлено: Ср Сен 20, 2006 15:23 Ответить с цитатой

Циклы "напряжение-истощение" суть свойство всех органов, отличаются лишь способы их мобилизации. У скелетных мышц, к примеру, это решается путем иннервации, включения в работу одних и отключения других, параллельных пучков волокон в период бодрствования. Нечто подобное очевидно происходит и в мозге.
Из такого уподобления следует, что не исключена возможность колебаний уровня средовой генеративности сознания, в результате чего фон становился динамическим и менее изнуряющим.
Определенную компенсаторную роль могла сыграть и межполушарная дифференциация, вызванная, возможно, и этой гипотетической особенностью нашего палеосознания.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Autre
Начинающий
Сообщения: 27
Регистрация: 13.03.2006
Откуда: Санкт-Петербург
СообщениеДобавлено: Чт Сен 21, 2006 03:17 Ответить с цитатой

Цитата:

Тем не менее, Лакан не Фрейд, и в классическом психоанализе подобной однозначной трактовки нет.

Вы совершенно правы, Лакан не Фрейд. Лакан намного проще, Фрейд же невероятно труден. Но трактовки чертовски похожиУлыбаюсь, шучу Желаю вам получения удвольствия от прочтения трудов Лакана и "однозначность трактовки" отпадет сама собой.
еще раз повторю тема : "инстинкт/влечение"- тема отдельного топика.
Цитата:

Не помню кто сказал , но сказал очень точно: назад к Фрейду!

Это лозунг Лакана. А знаете причину такого заявления?
Дурачусь
Цитата:

четких критериев деления этих понятий нет.

Совершенно с вами согласна: сколько психоаналитиков -столько и психоанализов Подмигиваю
Цитата:

Трудно увидеть "зазор, трещину" между "биологической" потребностью и запросом, "имеющим корни в языке",

И тут я соглашусь: Вероятно действильно трудно видеть эту "трещину" у палеочеловека во времена (n-ое число лет назад), тем более я не антрополог, не этнолог и даже не лингвист , но как человек, живущий и работающий в поле языка, речи, могу показать вам как эта "трещина" с необходимостью обнаруживает себя на этом форуме- речь идет о потребность в признании. Итак, чтобы жить, я нуждаюсь в признании Другого. "Желание, сознание, самосознание, страх, отчуждение – результаты борьбы с другим за признание. Лакан развивает эту мысль: не только мое существование зависит от другого, но и мое желание также рождается в другом. Я присваиваю себе желание другого. Более того, даже свою речь я заимствую у Другого." (мазин) Моя речь рождена другим, у него я ей научился. Я пользуюсь языком Другого.
если же вас насторожил Лакановский " Запрос" - то могу предложить трактовку этого же понятия с позиции теории объектных отношений (возможно она вам ближе):
потребность в отношениях с объектом явл. для субъекта доминирующей или по крайней мере равноправной с инстинктными потребностями. Объект нужен для того, чтобы чувствовать себя.
И след-но возращаясь к желанию:
"Желание не может быть удовлетворено. Такую цену ребенок платит за вход в мир человека, языка, культуры" (Мазин "Ввдение в Лакана")

далее:
Цитата:

Только, прошу, не используйте структуралистскую уловку: мы с вами в разных дискурсах и понимание невозможно-с.
С каких это пор основное правило теории аргументации с древних времен звучащее как "давайте прежде договоримся о понятиях" стало структуралисткой уловкой? Смеюсь

Цитата:

Тем не менее, мне очень интересно услышать Ваше мнение. Насколько знаю, Лакан уделял внимание теме "влечения к смерти", "навязчивых повторений" и стало быть страх смерти тоже лежит где-то в этом поле.

безусловно, тема страха присутствует у Лакана и примерно в таком вот виде: Символически Реальное - это присутствие Реального в Символическом. Лакан говорит: «Это страх». Это Реальное, поскольку оно является в Символическом.
Тему разовью , если посчитаю представлять мысли Лакана в данном топике уместным. Пока я такой необходимости не наблюдаю, ибо "антропологи" , "биологи" и не побоюсь этого слова "зоопсихологи" Улыбаюсь, шучу справляются с этой проблемой на пять.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Квадрат Малевича
Пользователь
Сообщения: 789
Регистрация: 10.07.2006
СообщениеДобавлено: Чт Сен 21, 2006 11:50 Ответить с цитатой

Autre писал(а):
Желаю вам получения удвольствия от прочтения трудов Лакана…

Спасибо. Нюхом чую, Жак крут.
Приятно читать строки увлеченного лаканиста. Чувствуется влияние ВЕИП.

Autre писал(а):
"Назад к Фрейду!" Это лозунг Лакана. А знаете причину такого заявления?

Догадываюсь. Первоисточник всегда манит ореолом истинности. В этом смысле мы от Лакана не отстаем.

Autre писал(а):
Сколько психоаналитиков - столько и психоанализов.

А вот это печально. Под лозунгом "Назад к Фрейдам!" точно не подпишусь.
http://www.tiphoanaliz.narod.ru/lit/stati/ili.html

Цитата:
КМ: Только, прошу, не используйте структуралистскую уловку: мы с вами в разных дискурсах и понимание невозможно-с.
Autre: С каких это пор основное правило теории аргументации с древних времен звучащее как "давайте прежде договоримся о понятиях" стало структуралисткой уловкой?

Правило-то хорошее оно начинается с побудительного требования: "давайте!" Структуралисткая уловка (по крайней мере в тех контекстах, где ее часто встречал) обычно означала: "сие невозможно!" В принципе, я тоже очень сомневаюсь, что договориться о понятиях здесь возможно (да и не только здесь). Вы справедливо заметили, что "инстинкт/влечение"- тема отдельного топика, ибо договор только по одному термину рискует породить бурный спор. А результат? Скорее всего каждый останется при своем мнении (если уж каждый по Лакану ищет признания для себя, то ему трудно давать это признание другому). Другое дело, что два разных дискурса могут содержать общие (по отдельным признакам) элементы. Вот здесь то и возможен диалог. Вот Вы же отреагировали на мой пост о влечении, который ни в какие ворота с точки зрения Лакана. Вряд Вы рассчитывали, что после поправки я стану верным лаканистом и выражу Вам свое признание, но беседа завязалась Улыбаюсь, шучу.

Autre писал(а):
Безусловно, тема страха присутствует у Лакана и примерно в таком вот виде: Символически Реальное - это присутствие Реального в Символическом. Лакан говорит: «Это страх». Это Реальное, поскольку оно является в Символическом.

Попробовал подставить вместо Реального Ид, а вместо Символического - Супер-Эго... Вы точно уверены, что Лакан намеревался вернуться к Фрейду?
Только не ругайте меня сильно (конечно же я утрирую) Улыбаюсь, шучу. Если посчитаете нужным развить тему в русле структурно-аналитического подхода, то познакомлюсь для начала с книгой нашего лакановского корифея Мазина.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
moisha
Технический директор
Сообщения: 28200
Регистрация: 25.09.2002
Откуда: Moskau
СообщениеДобавлено: Чт Сен 21, 2006 11:58 Ответить с цитатой

Приходит на беседу к священнику девушка, его духовное чадо (юбка до пят, скромная блуза и платок, закрывающий пол-лица).

Обращается к батюшке:

"Батюшка, выскажите свою концептуальную оценку последней монографии протоиерея Иоанна Мейендорфа, посвященной варламитско-паламитской полемике и написанной в период окормления им русской диаспоры в Париже".

Батюшка:

"ЗАМУЖ! СРОЧНО ЗАМУЖ!!!"
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора ICQ Number
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему
Страница 8 из 16 На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 7, 8, 9 ... 14, 15, 16  След.

Мир Психологии

Главная | О проекте | Баннерообмен | Реклама на сайте
Обратная связь | Копирайт | Партнерство | Баннеры

Psychology 100

Powered by phpBB © 2001-2003 phpBB Group | Время Московское