Мир Психологии
Главная Биржа труда Психологический чат Психологический форум
Правила общения div FAQ div Поиск div Пользователи div Группы div Регистрация div Вход
Имя: Пароль: Автоматически входить при каждом посещении
Психологический форум arrow Поиск материалов и книг arrow ПОМОГИТЕ по психологии менеджеров и кризисам в их деят-сти!!

ПОМОГИТЕ по психологии менеджеров и кризисам в их деят-сти!!
Начать новую тему   Ответить на тему
Автор Сообщение
Darina608
Пользователь
Сообщения: 731
Регистрация: 16.11.2006
Откуда: ROstov on Don
СообщениеДобавлено: Чт Мар 08, 2007 14:03 Ответить с цитатой

ЭТО ОПЯТЬ Я!

тема совсем не интересная, но может кто что, кто чем Улыбаюсь, шучу

3 параграфа:
1. Понятие кризисных ситуаций в проф.деят-сти.
2. Личностные особенности менеджеров
3. Стратегии совладающего поведения (это плегче Улыбаюсь, шучу )

Заранее всем огромное спасибо
Я
Подмигиваю
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Darina608
Пользователь
Сообщения: 731
Регистрация: 16.11.2006
Откуда: ROstov on Don
СообщениеДобавлено: Ср Мар 14, 2007 11:23 Ответить с цитатой

НУ ПОМОГИТЕ МНЕ неужели ни у кого ничего... ни каких...
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Сабира
Пользователь
Сообщения: 3317
Регистрация: 05.03.2006
Откуда: Санкт-Петербург
СообщениеДобавлено: Ср Мар 14, 2007 13:08 Ответить с цитатой

А Яндексом не пробовали пользоваться?
Попробуйте, Вам понравится Радуюсь
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
moisha
Технический директор
Сообщения: 28200
Регистрация: 25.09.2002
Откуда: Moskau
СообщениеДобавлено: Ср Мар 14, 2007 13:41 Ответить с цитатой

Личностные особенности манагеров :

Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора ICQ Number
Darina608
Пользователь
Сообщения: 731
Регистрация: 16.11.2006
Откуда: ROstov on Don
СообщениеДобавлено: Ср Мар 14, 2007 18:58 Ответить с цитатой

И яндексом и рамблером и пунто Грущу ничего толкового
иначе не обращалась... я на данном форуме как... короче когда надежда бъется в агонии Грущу


Мойша мерси если честно не видела такой прелести Дурачусь А что за сайт не дадите ссылку Подмигиваю
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
к@питошкa
Пользователь
Сообщения: 222
Регистрация: 25.03.2007
Откуда: Киев
СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2007 07:28 Ответить с цитатой

Дарина, у меня по подросткам,
там о копинг стратегиям много.
можно вывернуть наизнанку, ведь менеджеры это неповзрослевшие подросткиУлыбаюсь, шучу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
к@питошкa
Пользователь
Сообщения: 222
Регистрация: 25.03.2007
Откуда: Киев
СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2007 07:35 Ответить с цитатой

«Сoping есть индивидуальный способ взаимодействия человека с ситуацией в соответствии с ее логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями»
Индивидуальное своеобразие, наличие контекстуальных (как синхронных, так и диахронных) зависимостей, включенность в мотивационно-смысловые системы личности — эти особенности совладания ставят перед исследователями задачу активного использования качественных методов.
Наконец, следует сказать о важной роли когнитивных, эмоционально-волевых процессов, личностных свойств и особенностей самосознания при объяснении совладающего поведения. Внимание к ним во многом определяется теоретическим выделением промежуточных переменных во взаимодействии субъекта с трудной ситуацией. Этот методологический ход является достаточно универсальным, ведь еще Г.Селье, описывая стресс, заложил важное различение между первичной реакцией на внешнее воздействие и той внутренней работой, которая обеспечивает устойчивость организма в неблагоприятной ситуации, связав ее со стадией повышенной резистентности .
На практике в роли промежуточных переменных, позволяющих «держать удар» и преодолевать трудности, могут выступать адекватная оценка своего взаимодействия со средой или его переоценка, построение плана, предвидение препятствий, концентрация на сути проблемы, эмоциональная устойчивость, направленность на взаимодействие с другими, уверенность в себе, самоуважение, внутренний локус контроля и т.д. .

Пока же следует учитывать следующее.
1. Методологический статус понятия "совладание" определяется тем, что оно:
•• фиксирует особый срез жизнедеятельности любого человека, решающего проблемы адаптации;
•• вероятно, способно быть теоретическим медиатором в диалоге различных моделей жизненных трудностей и индивидуальных адаптаций;
•• показывает значение контекстуального подхода к исследованию процесса адаптации.
2. Важными содержательными атрибутами совладания являются:
•• конструктивность, т.е. направленность на доступное в данной ситуации реальное разрешение проблемы и подготовку благополучных исходов в будущих ситуациях;
•• ситуативность, т.е. динамическое взаимодействие с другими модусами поведения и зависимость от контекста;
•• индивидуально-стилевая специфика, в связи с чем общая картина приемов совладания может быть не только пестрой, но и варьировать от группы к группе;
•• наличие промежуточных переменных в виде когнитивных, эмоционально-волевых процессов, свойств характера и самосознания.
Перечисленные атрибуты взаимообуславливают друг друга (например, конструктивность зависит от контекста и индивидуальных ресурсов). По отдельности они вряд ли смогут характеризовать совладание.
Десятникова Ю.М. Психологическое состояние старшеклассников при изменении социального окружения// Вопр. психол. 1995. N5.

Либина А., Либин А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами?// Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998; Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ//Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т.1. №2.; Нартова-Бочавер С.К. Указ. соч.
См.: Петрова Л.Е. Методологические подходы к изучению проблемы совладания с жизненными трудностями // Психологическая адаптация личности к условиям рыночной экономики / Под. ред. Т.Ю. Синченко, В.Г. Ромека. Ростов-на-Дону, 1999. С. 23 – 37.
Зачем человеку совладать с ситуацией? Чтобы более скорое и
ефективнее адаптироваться к ней, привыкать к новым сложным условиям,
хотя бы, таким образом, уменьшив внутреннее напряжение, снизив
стресогенность того, что все одно уже происходит. Главная задача
совладания — обеспечить и поддержать определенный уровень психического и
физического здоровья, хотя бы минимальную, но все же таки
удовлетворенность собою, своей деятельностью, общением.
Совладение выполняет очень важную функцию регуляции эмоциональных
состояний. Благодаря нему человек берет себя у руки, ощущая готовность
что-то изменить в собственной жизни, с чего-то начать трудный путь
вперед. Можно сказать, что овладение выполняет также и функцию
постепенного решения проблемы. В обоих случаях возможные как
действенный, так и сугубо воображаемый модусы реагирование на
затруднительные обстоятельства.

Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя
явное стремление жить групповой жизнью. Это – характерная черта детей
именно подросткового возраста, причем она проявляется у них независимо
от степени развитости специальной потребности в общении – аффилиативной
потребности.
Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание
товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого
он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый
конфликт со взрослыми. [6]
Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы», чтобы у
него было «как у всех», «как у других». Но для этого возраста характерна
как раз диспропорция, т. е. отсутствие «норм». Разница в темпах развития
оказывает заметное влияние на психику и самосознание.
Резко выраженные психологические особенности подросткового возраста
получили название «подросткового комплекса». «Подростковый комплекс»
включает перепады настроения – от безудержного веселья к унынию и
обратно – без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств,
выступающих попеременно. Чувствительность к оценке посторонними своей
внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и
безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность
порою уживается с поразительной чёрствостью, болезненная застенчивость –
с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими – с показной
независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и
распространёнными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а
чувственное фантазирование – сухим мудрствованием. [10]
10
В трудах психологов и педагогов мы находим описание изменений,
происходящих в характере ребёнка в эти годы, нарушений психического
равновесия и в первую очередь непонятных и непримиримых противоречий.
Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром вселенной и
единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из
последующих периодов жизни они не способны на такую преданность и
самопожертвование. Они могут страстно любить и оборвать эти отношения
так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом
включаются в жизнь общества, а с другой- охвачены страстью к
одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими
лидеру и вызывающим бунтом против любой власти. Они эгоистичны и
материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они
аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного
характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и
бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется
между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они
трудятся с неиссякаемым энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны.
[13]
Реакция эмансипации – специфически – подростковая реакция. Она
проявляется стремлением высвободиться из–под опеки, контроля.
Покровительства старших – родных, учителей, вообще старшего поколения.
Она может распространяться на установленные старшими порядки, правила,
законы, стандарты их поведения и духовные ценности. Потребность
высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение
как личности. Эта реакция у подростков возникает при чрезмерной опеке со
стороны старших, при мелочном контроле, когда его лишают минимальной
самостоятельности и свободы, относятся к нему как к маленькому
ребёнку.
Проявление реакции эмансипации весьма разнообразны. Она может
ощущаться в каждодневном поведении подростка, в желании везде и всегда
поступать по-своему, самостоятельно.
Одна из крайних форм проявления такой реакции – побеги из дома и
бродяжничество, обусловленное желанием «пожить свободной жизнью». [1]
Чувство взрослости, занимающее одно из самых существенных мест во
внутренней позиции подростка, состоит в том, что он уже не хочет, что бы
его считали ребёнком, он претендует на роль взрослого. Но реализовать
эту потребность в серьёзной деятельности школьник, как правило, не
может. Отсюда стремление к «внешней зрелости», которая проявляется в
изменении внешнего облика в соответствии с модой взрослых, в
преувеличенном интересе к проблемам пола, курении, употреблении спиртных
напитков, наркотических веществ.
Следует учесть, что повышенное внимание подростка к своей внешности
связанно с вполне определёнными особенностями психического развития
ребёнка в этот период, со сменой ориентации подростков с взрослых на
сверстников. Поэтому подростку очень важно отвечать тем нормам, которые
приняты в их среде.
У подростков наблюдается стремление более углублённо понять себя,
разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь
подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями,
интересами, переживаниями. Именно в подростковом возрасте начинает
устанавливаться определённый круг интересов, который постепенно
приобретает известную устойчивость
Опросник Келлермана-Плутчика. Описания механизмов 5 - 6.
5. Механизм психологической защиты "Компенсация". Компенсация - интенсивная попытка найти замену реальной или мнимой несостоятельности, утрате ценности вследствие физической или психической потери. Этот механизм развивается при формировании основных структур психики как самый поздний механизм защиты. Используется, как правило, сознательно и предназначен для сдерживания эмоции печали, горя по поводу утраты или страха утраты. Реализуется через настойчивую работу надо собой, самосовершенствование, через стремление к достижению значительных результатов в избранных для этого видах деятельности. В этот класс входят также механизмы «идентификация» и «фантазия». Идентификация - бессознательное моделирование поведения , черт характера и отношений другого человека как путь повышения самоценности и совладания со страхом его утраты. Фантазия - бегство в воображение с целью получения иллюзии обладания, уход от реальных проблем и конфликтов.

Plutchik R., Kellerman H., Conte H.R., Astructural theory of ego defenses and emotions. In C.E.Isard (E.d) Emotions in personality and psyhopatology. JY.Y.Plenum, 1979
Личность способна разрешать внутренние и внешние конфликты, бороться с тревогой и напряжением не только бессознательно, но и руководствуясь специально сформированной программой. Сознательные усилия личности в условиях психологической угрозы называют копинг-поведением или осознанными стратегиями совладания со стрессом и другими порождающими тревогу событиями. Каждая из множества поведенческих, эмоциональных и интеллектуальных копинг-стратегий личности может включать несколько психологических защитных механизмов. В ходе формирующего эксперимента возможно создание условий для осознания детьми неэффективности некоторых форм своего защитного поведения и формирования осознанных стратегий совладания с внутренним напряжением и беспокойством в стрессогенной ситуации.
Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2001. – 507 с. 13


Впервые термин "копинг" был использован Мерфи Л., в исследованиях способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. К ним относились активные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией или проблемой. В последующем понимание копинг-механизмов было тесно связано с исследованиями психологического стресса. Лазарус Р. определял копинг-механизмы как стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы, в частности физическому, личностному и социальному благополучию в зависимости от вида и тяжести заболевания.
Типы или модальности копинг-механизмов могут проявляться в когнитивной, эмоциональной и поведенческих сферах функционирования личности больного.
В когнитивной сфере могут получить развитие следующие копинг-механизмы: - отвлечение или переключение мыслей на другие, более "значительные", чем болезнь; - принятие стресса или болезни как чего-то неизбежного, проявление своего рода философии стоицизма; - диссимуляция болезни, игнорирование и уменьшение ее серьезности; - "проблемный анализ" болезни, поиск соответствующей информации; - сравнение с другими, относительно худшего положения; - религиозность, стойкость в вере; - придание болезни или стрессу значения и смысла как вызову судьбы или проверке стойкости духа; - самоуважение - как более глубокое осознание собственной ценности как личности.
Копинг-механизмы, связанные с эмоциональной сферой личности больного, проявляются в виде: - переживания протеста, противопоставления болезни и ее последствиям; - эмоциональное отреагирование чувств, вызванных болезнью (плачем, например); - изоляцией - подавлением адекватных ситуации чувств; - покорности, фатализма, капитуляции, передаче ответственности другим; - самообвинения, возложения вины на себя; - переживания злости и раздражения, связанной с болезнью; - сохранение самообладания, равновесия и самоконтроля.
С поведенческой сферой пациента связаны следующие копинг-механизмы: - отвлечение - уход в работу или переключение к деятельности; - альтруизм - забота о других в ущерб своим интересам; - активное "избегание" процесса лечения, компенсация - отвлекающее удоблетворение каких-то собственных желаний; - конструктивная активность - удовлетворение какой-то своей давней потребности; - уединение - пребывание в покое; - активное сотрудничество - ответственное участие в лечебном и диагностическом процессах; - поиск эмоциональной поддержки - стремление быть выслушанным, встретить понимание и содействие.
Из описания копинг-механизмов видна, с одной стороны, их близость к защитным механизмам, а с другой стороны - их различие по конструктивности, параметру "активности - пассивности". Поэтому, когда психотерапевту трудно провести конструктивную модификацию механизмов психологической защиты или их полное устранение, даже если он создает устойчивую эмпатическую коммуникацию с пациентом, ослабляющую использованную защиту, целесообразнее сделать акцент на развитие и поддержание у пациента копинг-механизма. К центральной характеристике копинг-психотерапевтического вмешательства относится в данном случае то, что предотвращаемые или преодолеваемые пациентом психические проблемы в полном смысле могут рассматриваться как проблемы переживания или переработке стресса. Коттон Дж. считал, что для такого рода вмешательства лучше всего подходят

http://www.psychosfera.ru/book/book3/book3_9.html





Повышенная тревожность является одним из наиболее часто встречающихся эмоциональных расстройств. Все люди в своей жизни испытывают тревогу — смутное, неприятное эмоциональное состояние, характеризующееся наличием дурных предчувствий, напряжения, беспокойства. Эмоция тревоги выполняет функцию сигнализации об опасности или неудачи в будущем и побуждает организм к поиску и конкретизации этой опасности. В определенном возрасте и в определенных ситуациях возникновение тревоги является вполне закономерным и нормальным явлением. Младенцы испытывают тревогу, когда их отлучают от матери, поскольку с матерью связана сама возможность их жизнедеятельности. Маленькие дети боятся находиться одни в темной комнате, поскольку мир кажется им полным опасностей, к которым они чувствуют себя неподготовленными. Дети боятся зубных врачей, которые могут сделать им больно. Школьники и студенты боятся экзаменов, на которых они могут получить неудовлетворительные отметки.
Тревога всегда возникает, когда мы делаем что-то важное, и в определенной степени она помогает нам действовать в угрожающих ситуациях более эффективно. Однако слишком интенсивная, не поддающаяся контролю тревога может проявляться как ощущение беспомощности, бессилия, неуверенности и блокировать целенаправленную деятельность или делать ее неэффективной. Например, человеку в ситуации тревоги свойственно прибегать к реакциям агрессии, бегства или ритуальных действий, увеличивающих ощущение субъективного контроля над ситуацией. Бегство (удаление неприятного события) или совершение ритуальных действий приводят к быстрому снижению тревоги. Ритуальные действия придают окружающей действительности единообразие и, следовательно, предсказуемость. А предсказуемость делает окружающий мир субъективно более безопасным. Чем чаще человек с неконтролируемой тревогой начинает избегать тревожащих ситуаций или справляться с ними посредством ритуальных действий, тем сложнее ему становится заниматься повседневными делами.
Кроме того, тревога может возникать в ситуациях, в которых нет объективных признаков угрозы или опасности, когда человек не осознает того, чего можно было бы опасаться. В этом случае всегда возникает необходимость дать приемлемое объяснение своему состоянию и подыскать предмет, на который может быть направлена тревога, что также запускает поведенческие механизмы совладания с тревожащей ситуацией — агрессию, бегство или ритуальные действия.
С эмоцией тревоги связаны два сильных чувства — страха и паники. Страх является предметно конкретизированной формой сильной тревоги, возникающей на присутствующий в настоящий момент объект. Тревога как более широкое понятие не имеет четко выраженной предметности, не предполагает наличие определенного объекта или ситуации и ориентирована на будущее (т. е. возникает не на реально присутствующий, а на возможный опасный объект). Устойчивый, интенсивный и не поддающийся рациональному объяснению (с позиции здравого смысла) страх определенного объекта или ситуации, в присутствии которого возникает непреодолимая потребность проявления агрессии или бегства, в клинической психологии называется фобией. Паника представляет собой сильный, тяжело переживаемый ограниченный во времени (обычно в пределах 15 минут), неожиданно возникающий страх, который сопровождается выраженными физическими реакциями — одышкой, головокружением, учащенным сердцебиением, дрожью, потовыделением, тошнотой. При панике почти всегда возникает чувство нереальности происходящего и развиваются «вторичные» страхи — смерти, сумасшествия, потери самоконтроля. Приступы паники часто приводят к постоянному страху возникновения этих приступов. С различными формами проявления тревоги связано различение двух типов тревожных расстройств: фобических и панических.[2]
До тех пор, пока тревога или страх не мешает выполнению индивидуально значимых или важных социальных функций, она не признается болезненной. Так, боязнь собак, или пауков, или чужих людей может быть вполне оправданной, однако, если такой страх мешает выполнению важных дел, которые есть у любого подростка или взрослого человека, он превращается в расстройство. Если страх оказывает незначительное влияние на повседневную жизнь, то он является частью нормального развития. В норме с возрастом страхов становится меньше и появляются они реже, только в наиболее критических ситуациях. Уменьшение числа страхов связано с когнитивным развитием детей: научением распознавать действительно опасные и мнимо опасные ситуации. Кроме того, наличие умеренных страхов в раннем детском возрасте способствует развитию эмоциональности ребенка. Не случайно у всех дошкольников имеется специфический «пугательный» фольклор (например, истории про «черную руку» и т. п.).
Люди с тревожными расстройствами скорее не чаще беспокоятся по любому поводу, сколько испытывают более интенсивные, чем большинство окружающих, опасения или же имеют страхи, не соответствующие нормативным представлениям о том, чего должны бояться люди определенного возраста.
В отношении детской повышенной тревожности в обыденном сознании существует неправильное мнение о том, что детские страхи исчезают сами собой по мере приобретения нормального жизненного опыта. На самом деле многие дети, испытывающие повышенную тревогу, не избавляются от своих проблем в подростковом и зрелом возрасте /30/.
Фобические и панические расстройства возникают в результате взаимодействия двух групп факторов: нейробиологических и социальных. К нейробиологическим факторам относится специфическая гиперактивность лимбической системы, вызванная изменениями в балансе биогенных аминов: повышенное высвобождение организмом катехоламинов, высокий уровень метаболизма норадреналина, повышение уровня серотонина, снижение уровня гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), которая является нейромедиатором тормозных синапсов ЦНС. Эти специфически биологические механизмы предрасположенности к формированию фобических и панических расстройств реализуются в контексте специфических жизненных обстоятельств (частые стрессы, авторитарный стиль воспитания в семье, эмоционально холодные детско-родительские отношения в раннем детстве, жесткие морально-ценностные императивы, предъявляемые к человеку со стороны окружения), при которых от человека требуется сверхбдительность в отношении враждебных стимулов и развитие паттернов агрессии и защиты от воспринимаемого враждебным окружения. К сожалению, социально-психологические факторы возникновения тревожных и панических расстройств в клинической психологии изучены еще недостаточно.
Дети с тревожными расстройствами обладают нормальным интеллектом. У них отмечается нарушение избирательности внимания — «тревожная бдительность», связанная с повышенной тенденцией классифицировать относительно нейтральные раздражители как потенциально опасные. На когнитивном уровне у таких детей имеется тенденция к преувеличению степени опасности за счет прицельного поиска доказательств возможной опасности (в норме люди стремятся преуменьшить опасности и найти доказательства в пользу безопасности). Однако, скорее всего, психологические изменения процессов внимания и мышления не являются причиной развития тревожных расстройств.
К группе фобических расстройств относятся следующие нарушения:
— тревожное расстройство в связи с разлукой (только в детском возрасте);
— расстройство вследствие сиблингового соперничества;
— генерализованное тревожное расстройство;
— агорафобия;
— социофобии (социальная тревожность);
— специфические (изолированные) фобии (животных, насекомых, высоты, уколов, экзаменов и т. д.).
Тревога в связи с реальной или возможной разлукой с людьми, к которым привязаны дети, является вполне нормальным явлением вплоть до 6-7-летнего возраста. Наоборот, отсутствие такого страха свидетельствует о проблемности детско-родительских отношений и эмоциональной неразвитости ребенка. Форму расстройства эта тревога приобретает, когда она выходит за пределы статистической нормы по степени проявления или по возрасту проявления, мешая повседневным делам ребенка (учеба в школе, игры и отношения со сверстниками). У детей, страдающих этим расстройством, возникает не соответствующий их возрасту страх расставания с родителями (или другими близкими членами семьи) или страх оказаться вне своего дома. При этом страх может принимать одну из следующих форм:
— нереалистичное поглощающее беспокойство о возможном вреде, которому могут подвергнуться родители за время разлуки;
— страх, что родители больше никогда не вернутся к ребенку;
— страх идти в детский сад или школу, потому что рядом не будет родителей (если ребенок боится идти в детский сад или школу, потому что считает, что в там с ним самим может что-то случиться, это не является страхом разлуки);
— упорное нежелание идти спать без родителя;
— упорный страх оставаться дома без родителей;
— ночные кошмары, содержанием которых является разлука.
Дети с тревожным расстройством в связи с разлукой требуют к себе особого внимания со стороны родителей, пристают к ним с пустяками, боятся новых ситуаций и часто имеют расстройства физического здоровья, направленные на то, чтобы удержать рядом с собой близкого человека (тошнота, боли в животе или голове, рвоты и т. д.). Они плаксивы, раздражительны, апатичны и имеют признаки аутизации, если чувствуют предстоящую разлуку с лицом, к которому испытывают привязанность. У таких детей часто формируется паттерн отказа от посещения школы. Он проявляется в том, что ребенок приходит в школу только на последние уроки или уходит из школы, не дожидаясь конца занятий. Нередко в качестве объективной причины ухода с занятий такой ребенок предъявляет жалобы на здоровье. Обострение расстройства обычно наступает после каникул, праздников или непродолжительной болезни. Но может возникнуть и после травматичных событий (таких, как смерть любимой кошки или несчастный случай с близким).
Высокий процент маленьких детей проявляют эмоциональное расстройство вслед за рождением младшего сиблинга (сестры или брата). В большинстве случаев это легкие расстройства, но иногда они могут приобретать стойкий и жестокий характер соперничества или ревности. Соперничество или ревность могут проявиться в виде заметной конкуренции за родительское внимание или любовь, которая сопровождается только негативными чувствами и открытой жестокостью или физической травмой к «предпочитаемому» сиблингу, его унижением, нежеланием делиться с ним, игнорированием его присутствия. Нередко такое расстройство сочетается с утратой ранее приобретенных поведенческих навыков (например, контроль над функцией кишечника или мочевого пузыря) и тенденцией к младенческому поведению. Обычно также возрастает конфронтационное и оппозиционное поведение в отношениях с родителями, вспышки необоснованного гнева и дисфории. Появляются мысли о собственной отгороженности и несчастливой судьбе.
Генерализованное тревожное расстройство чаще всего возникает в возрасте 10-14 лет и характеризуется постоянным, чрезмерным и неконтролируемым чувством тревоги и беспокойства почти по любому, даже незначительному поводу (например, что надеть для прогулки — вдруг эта одежда как-нибудь спровоцирует неприятное событие). Тревога не ограничивается определенными обстоятельствами, она возникает даже тогда, когда для волнения нет никаких причин, что проявляется в постоянном задавании вопроса «А что, если?». Наиболее часто при этом расстройстве бывают жалобы на беспокойство и неспособность расслабиться, возбужденное, нервозное состояние, мышечное напряжение, дрожь, потливость, ощущение сердцебиения, головокружения и головные боли, дискомфорт в области желудка и тошноту. Человек может быть раздражительным, утомляемым, иметь трудности с концентрацией внимания, с трудом засыпать и иметь неглубокий, беспокойный и недостаточный сон. У детей с генерализованной тревогой может быть особо выражена потребность в том, чтобы их успокаивали. В целях привлечения внимания они могут предъявлять различные соматические жалобы.
Дети с генерализованным тревожным расстройством склонны обращать внимание на любую пугающую информацию в новостях, книгах, фильмах и связывать ее со своей собственной жизнью. Они всегда ожидают наихудшего исхода событий и считают, что сами они никогда не смогут справиться с трудной ситуацией. Застенчивость, неуверенность в себе, постоянное ожидание поддержки, предъявление к себе завышенных требований и боязнь критики часто характеризуют личность детей с этим расстройством.
Агорафобия включает страхи любых ситуаций, могущих возникнуть в открытых пространствах вне дома. С боязнью открытого пространства обычно связано опасение действий толпы, невозможности быстро вернуться в безопасное, защищенное место, страх очутиться на людях в беспомощном состоянии. К агорафобиям относят страхи выходить из дома, ездить одному в транспорте, находиться в местах скопления людей. Человек становится полностью прикованным к дому. В крайнем случае он даже вообще отказывается от любой деятельности вне дома. В ряде случаев агорафобия может сопровождаться паническим расстройством.
Социофобия (социальная тревога) часто возникает в подростковом возрасте. Она концентрируется вокруг страха испытать внимание со стороны окружающих людей в сравнительно маленьких группах или в ограниченном пространстве (например, в школьном классе). Люди, страдающие социофобией, боятся обнаружить собственную некомпетентность или недостаточность в присутствии других людей, опасаются «позора» или замешательства, характеризующего их как «неумелых» партнеров. Поэтому они не любят публичных* выступлений и дел (особенно таких интимных, как еда или туалет), разговоров и встреч с незнакомыми людьми (не входящих в узкий круг семьи или близких коллег). Подростки с социофобией часто отказываются отвечать урок в классе или работать у доски. Они более замкнуты, чем окружающие дети, остро реагируют на критику и осуждение. Им тяжело посещать занятия в школе, участвовать в общественных мероприятиях, усваивать навыки социального взаимодействия. Попадая в центр внимания, люди с социофобией испытывают покраснение лица, тремор рук, тошноту, позывы к мочеиспусканию. Иногда они убеждены, что именно эти соматические проявления тревоги являются основной проблемой, по которой они избегают общества.
Следует иметь в виду, что социальная тревога и застенчивость в подростковом возрасте вполне нормальны. К социофобиям следует относить только чрезмерную и постоянную тревожность в публичных ситуациях. Одним из специфических проявлений социофобии является избирательный мутизм — отказ разговаривать в определенных публичных ситуациях. Обычно ребенок спокойно разговаривает дома или с близкими друзьями, однако молчит в школе или с незнакомыми людьми.
Специфические изолированные фобии всегда связаны со строго определенными ситуациями или объектами (животными, насекомыми, высотой, грозой, общественным туалетом, видом крови, экзаменом, уколом и т. п.), а также — заболеваниями. Для специфических фобий характерен страх перед чем-либо, что в конкретном случае для конкретного человека представляет ничтожную угрозу или не представляет опасности вовсе. У человека с таким расстройством возникает ярко выраженный, устойчивый чрезмерный или неоправданный страх при столкновении или предчувствии столкновения со специфическим объектом или ситуацией.
Как правило, попытки окружающих разуверить страдающих людей в том, что их страхи необоснованны, не приводят к результату. Считается, что специфические фобии возникают в результате биологической предрасположенности к приобретению определенных страхов, связанных с источниками возможных опасностей.
В зависимости от фокуса страха выделяют пять типов специфических изолированных фобий:
— фобии животных;
— фобии явлений природной среды;
— фобии крови, инъекций и травм;
— ситуативные фобии (полет в самолете, прохождение по мосту, езда в лифте и т. п.);
— прочие фобии (например, громких звуков, болезней и т. д.).
Специфические фобии могут формироваться в любом возрасте, но чаще всего — в возрасте 10-13 лет. Если фобии формируются в возрасте до 9 лет, их следует признать нормальными. Патологическими специфические фобии становятся тогда, когда они существуют длительное время и оказывают сильное фрустрирующее и деструктивное влияние на ребенка.
Основным признаком панических расстройств являются частые повторные приступы чрезвычайно сильного страха и дискомфорта, которые не связаны с определенной ситуацией или опасными обстоятельствами и поэтому непредсказуемы. Ранее панические расстройства классифицировались в клинической психологии как «латентная тревога» или «невроз сердца». Сами по себе приступы паники, если они возникают в связи с имеющимися фобиями (например, при виде пауков или чужих людей) или на фоне депрессии, не являются самостоятельным психическим расстройством. Однако в подростковом возрасте (в период 15-19 лет) в связи с началом сексуального созревания у ребенка могут начаться спонтанные панические атаки, связанные с неожиданно возникающими сердцебиениями, болями в груди, ощущениями удушья, головокружений, слабостью в ногах, обмороками и чувства нереальности происходящего. Так как этим атакам ребенок не может найти рационального объяснения, у него часто возникает страх потери контроля над собой или страх сумасшествия, может возникать страх внезапной смерти. У людей, переживших большое число неожиданных, ничем не обусловленных панических атак, развивается вторичный страх возникновения таких приступов. Они начинают избегать специфических ситуаций, мест, видов деятельности, в которых возникали эти страхи, а также начинают бояться остаться одни, без посторонней помощи и поддержки. На фоне панического расстройства могут возникать сопутствующие расстройства настроения — депрессии, дистимии, а также возникать склонность к злоупотреблению психоактивными веществами. URL http://studlib.ru/article/a-820.html
http://studlib.ru/article/print-820.html

Опубликовано Воронцов Д.В. - Тревожные расстройства. , 30.07.06 17:57:04
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Darina608
Пользователь
Сообщения: 731
Регистрация: 16.11.2006
Откуда: ROstov on Don
СообщениеДобавлено: Вт Мар 27, 2007 17:08 Ответить с цитатой

Ой спасибо!!!!! (Поклон в пояс!) Спасибо за помощь!!!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему
Страница 1 из 1

Мир Психологии

Главная | О проекте | Баннерообмен | Реклама на сайте
Обратная связь | Копирайт | Партнерство | Баннеры

Psychology 100

Powered by phpBB © 2001-2003 phpBB Group | Время Московское