Автор |
Сообщение |
JuliaFНачинающий
Сообщения: 24 Регистрация: 05.02.2007 Откуда: Украина
|
|
Добавлено: Пн Фев 05, 2007 14:38 |
|
|
Приветствую участников конференции!
У меня так сложилась жизнь, что практическая работа в этой области предшествовала получению теоретических знаний.
И теперь первое же задание "по предмету" вводит меня в замешательство
Вот задание.
Оксана М., ученица 4 класса, дома и в школе ведет себя по-разному. В семье она возбудимая, непослушная, с деспотичной наклонностью девочка. В младенческом возрасте она отличалась высоким уровнем возбудимости, много плакала, плохо спала. От родителей она всегда добивалась удовлетворения своих желаний, прибегая к аффективным реакциям, часто не подчиняясь их требованиям, часто спорит, конфликтует.
В школе она сдержанная, тихая девочка, редко проявляет активность. С учителями вежлива, замечания выслушивает молча, дружит с несколькими девочками, поведение всегда образцовое.
Вопрос: какой темперамент у девочки? В чем его особенности?
Мой опыт больше подтверждает, что "душа человека - дело темное, и исследованию не подлежит" (с), а здесь в задаче предполагается, что исходных данных полностью достаточно, чтобы однозначно выставить оценку по темпераменту....
как вы думаете?
|
|
|
|
|
 |
IceLedyПользователь
Сообщения: 1737 Регистрация: 30.11.2005 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Пн Фев 05, 2007 21:04 |
|
|
Темперамент холерический:
Цитата: |
возбудимая, непослушная
|
Характер нужно смотреть в разные периоды, в частности в переходном возрасте. в данном случае похоже на истеро-возбудимый, но не исключено и неустойчивые психопатические черты характера.
Читайте "мат.часть"
|
|
|
|
|
 |
IceLedyПользователь
Сообщения: 1737 Регистрация: 30.11.2005 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Пн Фев 05, 2007 21:19 |
|
|
Особенности акцентуации характера по истеро-возбудимому типу:
1. "деспот-дома, вежливый-вне дома"
Цитата: |
В семье она возбудимая, непослушная, с деспотичной наклонностью девочка.
|
Цитата: |
учителями вежлива, замечания выслушивает молча, дружит с несколькими девочками, поведение всегда образцовое.
|
2.
Цитата: |
отличалась высоким уровнем возбудимости, много плакала, плохо спала.
|
-признаки высокой возбудимости ЦНС, что в последующем может перерасти в эксплозивные вспышки,
Цитата: |
она всегда добивалась удовлетворения своих желаний
|
, в последующем может закрепиться ,сформироваться в эгоцентризм и истероформные реакции поведения.
|
|
|
|
|
 |
JuliaFНачинающий
Сообщения: 24 Регистрация: 05.02.2007 Откуда: Украина
|
|
Добавлено: Вт Фев 06, 2007 01:28 |
|
|
Спасибо!
ВОТ-ВОТ, и я сразу предположила, что темперамент - холерический, но преподаватель отказался подтвердить мое мнение и отослал к описанию, сказал, что, когда я стану анализировать, то мне все будет понятно.
За особенности акцентуации хар-ра отдельное спасибо , тут еще матчасть страдает
|
|
|
|
|
 |
ИешуаНачинающий
Сообщения: 13 Регистрация: 22.02.2007 Откуда: Пермь
|
|
Добавлено: Пн Фев 26, 2007 09:28 |
|
|
почему альмагамный тип характера не рассматривается?
|
|
|
|
|
 |
MayachokПользователь
Сообщения: 48 Регистрация: 11.01.2007 Откуда: Киев
|
|
Добавлено: Ср Мар 14, 2007 00:37 |
|
|
Ну и немножко теории
Предположение о том, что темперамент и задатки способностей определяются свойствами нервной системы, высказал Б.М.Теплов [ ], предложив трехфакторную структуру темперамента:
1. эмоциональная возбудимость
2. выражение эмоций
3. общая быстрота движений
По мнению В.Д. Небылицина, в основе темперамента должны лежать так называемые "общие свойства нервной системы" (свойства лобных отделов мозга), а не парциальные, анализаторные свойства. Он сформулировал принцип разделения общих и парциальных свойств нервной системы: в основе парциальных (частных) свойств лежит деятельность анализаторных зон мозга, а общие свойства обусловлены спецификой функционирования передней части мозга - лобной коры вместе с нижележащими образованиями.
Анализ собственно психологических свойств темперамента велся не так активно и успешно. Но тем не менее разные суждения о психологических компонентах темперамента все же были. С.Л. Рубинштейн утверждал, что таковыми являются импульсивность и впечатлительность. В.Д. Небылицын относил к темпераменту общую психическую активность, моторику и эмоциональность. У В.М. Русалова темперамент рассматривался как совокупность формально-динамических характеристик: эргичности, скорости, пластичности и эмоциональности.
Русалов - - что только формально-динамические (или психодинамические) особенности психики могут быть соотнесены с биологическими свойствами человека. Иными словами, биологические особенности являются компонентами системы более высокого порядка - системы формально-динамических свойств психики. Последние понимаются как такие особенности личности, которые представляют собой индивидуальные характеристики психики человека, отражающие динамическую, но не содержательную сторону психической деятельности, и остаются относительно независимыми от различных содержаний - мотивов, целей, интересов. Большее влияние на темперамент оказывают структуры более высокого порядка (свойства нервной системы: уровень активированности, межполушарные соотношения, подвижность, лабильность нервных процессов и др.).
Пятое положение состоит в определении роли формально-динамических характеристик психики в деятельности человека. Эти особенности выступают в роли предпосылок и условий деятельности, а также влияют на ее динамику, своеобразие и стиль. Обсуждение вопроса о детерминации результатов деятельности формально-динамическими особенностями психики приводит к неоднозначным выводам, которые, в основном сводятся к мнению об отсутствии такого влияния.
Наследственная обусловленность темперамента проявляется в таких его особенностях, как:
o независимость от содержания мотива и цели поведения;
o универсальность и консистентность проявления во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;
o раннее проявление в детстве;
o высокая корреляция с общими свойствами нервной системы и другими биологическими подсистемами.
Одно из современных течений в научном исследовании темперамента представлено Пермской школой (Пермский педагогический институт). Основателем этой школы был В.С. Мерлин. Он рассматривал темперамент как особый психодинамический уровень в структуре интегральной индивидуальности. Темперамент, по Мерлину, не может изучаться только как генотипическое явление. Он является средством, которым можно управлять, и которое до определенных пределов можно компенсировать. Концепцию В.С. Мерлина относят к психологическим теориям темперамента. Темперамент представляет собой отдельный уровень в общей системе интегральной индивидуальности. Последняя состоит из следующих уровней: биохимического, соматического, нейродинамического, психодинамического (собственно темперамента), уровня свойств личности, уровня социальных ролей.
• В структуре темперамента различаются:
o экстраверсия как зависимость психической деятельности от наличной объективной ситуации;
o психодинамическая тревожность как предрасположенность к реакции избегания в ожидании угрожающей ситуации;
o реактивность как интенсивность реакции в ответ на поступающую стимуляцию;
o импульсивность как скорость, с которой эмоция становится побудительной силой действия;
o эмоциональная устойчивость как способность к контролю эмоций;
o эмоциональная возбудимость как интенсивность эмоциональных переживаний;
o активность как целенаправленная деятельность;
o ригидность как неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.
В.С. Мерлин вводит понятие зоны неопределенности и индивидуального стиля деятельности. Зона неопределенности предполагает, что человек осознанно или неосознанно принимает решение о выборе способа деятельности на основе 1) оценки индивидуальных свойств и собственных возможностей, 2) определения рассогласования между имеющимися способами деятельности и объективными задачами, 3) учета разной степени побуждения к действию. Под индивидуальным стилем деятельности понимается своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными условиями деятельности.
|
|
|
|
|
 |
Дианa1Пользователь
Сообщения: 3443 Регистрация: 19.04.2006 Откуда: Калининград
|
|
Добавлено: Ср Мар 14, 2007 19:15 |
|
|
Мне думается, у девочки темперамент сангвиника, но, она капризна в силу определенного воспитания в семье.
|
|
|
|
|
 |
MariaПользователь
Сообщения: 927 Регистрация: 05.11.2002 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Пт Мар 16, 2007 14:30 |
|
|
Истероидная акцентуация ... ребенок легко возбуждается, легко теряет интрес.. точно зеркалит ситуацию и делает то, что гарантированно даст результат нахаляву - хоть подарок от родителей воплями и психосоматикой, хоть пятерку от училки послушанием...
перевоспитыать бесполезно, да и не нужно... сейчас эра халявщиков, болтунов и приспособленцев, не пропадет в жизни...
а темперамент как таковой вам на фиг? ну ближе к холерику, только толку от него..
|
|
|
|
|
 |
Дианa1Пользователь
Сообщения: 3443 Регистрация: 19.04.2006 Откуда: Калининград
|
|
Добавлено: Пт Мар 16, 2007 17:13 |
|
|
Холерик в любых обстоятельствах остается холериком.
Если бы она была холериком, то и в школе это хоть как-то бы проявилось. так как суть холерического темперамента - неумение долго сдерживаться.
|
|
|
|
|
 |
PratonПользователь
Сообщения: 489 Регистрация: 17.10.2006 Откуда: Belgorod
|
|
Добавлено: Вт Мар 27, 2007 07:31 |
|
|
|
|
|
|
 |
ЖестьПользователь
Сообщения: 111 Регистрация: 17.02.2006 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Пт Апр 13, 2007 15:56 |
|
|
Истеройд она явный, а в силу этого скорее холерик.
Ей бы в актрисы...
|
|
|
|
|
 |
ТатхагатаПользователь
Сообщения: 68 Регистрация: 01.04.2007
|
|
Добавлено: Сб Апр 14, 2007 00:34 |
|
|
На душе у девочки давно висят духи из нижнего мира. К шаману ее. пока не поздно. Бедняга.
|
|
|
|
|
 |
JuliaFНачинающий
Сообщения: 24 Регистрация: 05.02.2007 Откуда: Украина
|
|
Добавлено: Сб Апр 14, 2007 21:16 |
|
|
Люди, вы что, издеваетесь, почти все виды уже перечислили. Я теперь склоняюсь к сангвинику, но еще больше к тому, что мало данных.
Но если задача дана - специалисты считали, что их достаточно?
п.с. И почему убрали из научной психологии! Ведь это не случай из жизни, а задача из учебника.
|
|
|
|
|
 |
IceLedyПользователь
Сообщения: 1737 Регистрация: 30.11.2005 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Сб Апр 14, 2007 21:26 |
|
|
Цитата: |
п.с. И почему убрали из научной психологии! Ведь это не случай из жизни, а задача из учебника.
|
Примитивная задача(для 2 курса) Последний диагноз отЖесть верный
|
|
|
|
|
 |
JuliaFНачинающий
Сообщения: 24 Регистрация: 05.02.2007 Откуда: Украина
|
|
Добавлено: Вт Апр 17, 2007 01:00 |
|
|
IceLedy писал(а): |
Цитата: |
п.с. И почему убрали из научной психологии! Ведь это не случай из жизни, а задача из учебника.
|
Примитивная задача(для 2 курса) Последний диагноз отЖесть верный  |
А разве холерик там может себя вести? Куда деваются в школе его процессы возбуждения? Школа тоже не рай, кто-то подразнил, кто-то посмеялся, холерик вроде как должен бурно реагировать?
цитата:
"В школе она сдержанная, тихая девочка, редко проявляет активность. С учителями вежлива, замечания выслушивает молча, дружит с несколькими девочками, поведение всегда образцовое. "
|
|
|
|
|
 |
IceLedyПользователь
Сообщения: 1737 Регистрация: 30.11.2005 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Вт Апр 17, 2007 17:28 |
|
|
Цитата: |
А разве холерик там может себя вести?
|
Вы считаете возбудимость преобладающей характеристикой темперамента?
Цитата: |
"В школе она сдержанная, тихая девочка, редко проявляет активность. С учителями вежлива, замечания выслушивает молча, дружит с несколькими девочками, поведение всегда образцовое.
|
Как раз это и говорит за ее истерическую акцентуацию-желание показать себя с лучшей стороны свойственно больше истерикам,еси бы она и дома такая была,мы бы рассмотрели еепо иному.Флегматики,меланхолики-слабый тип ВД присуще астенической,психастенической акцентуации.Холерики-эпилептоидной,истероидной,ну и неустойчивые могут быть те и другие.
Цитата: |
кто-то подразнил, кто-то посмеялся, холерик вроде как должен бурно реагировать?
|
Бурно она будет реагировать дома.где "нет тормоза" и причем,по незначительному поводу.
Впрочем,еще бывает смешанный ип ВД,но в вашей задаче мало данных,что бы точно диагностировать.
Нужно довольно объемное описание анамнеза и статуса,что бы сделать предположение о типе ВД и ведущем радикале.
|
|
|
|
|
 |
JuliaFНачинающий
Сообщения: 24 Регистрация: 05.02.2007 Откуда: Украина
|
|
Добавлено: Ср Апр 18, 2007 00:07 |
|
|
[quote="IceLedy"]
Цитата: |
А разве холерик там может себя вести?
|
Вы считаете возбудимость преобладающей характеристикой темперамента?
Смотрю самые азы. Холерик - сильный, неуравновешенный, подвижный. Не может в школе ребенка никогда ничего не выводить из равновесия!
А меланхолик никак не может быть истероидным типом? (хотя он тоже неуравновешенный..)
И вообще, а точно ли истероидный тип? Может, родители так себя поставили, что с ними иначе никак?
|
|
|
|
|
 |
IceLedyПользователь
Сообщения: 1737 Регистрация: 30.11.2005 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Ср Апр 18, 2007 07:20 |
|
|
Цитата: |
В младенческом возрасте она отличалась высоким уровнем возбудимости, много плакала, плохо спала.
|
Из условий вашей задачи.Если гадать,моно все что угодно выумать;-)
|
|
|
|
|
 |
JuliaFНачинающий
Сообщения: 24 Регистрация: 05.02.2007 Откуда: Украина
|
|
Добавлено: Чт Апр 19, 2007 21:09 |
|
|
Вроде отвечала....
Такое поведение в младенчестве молго быть вызвано не только темпераментом, но и неврологией, ведь так?
Может ли быть такое поведение в школе у холерика? У сангвиника?
|
|
|
|
|
 |
|
|
 |
Страница 1 из 1 |
|
|
|