Вы согласны? |
Да |
|
0% |
[ 0 ] |
Нет |
|
100% |
[ 4 ] |
Непонятно |
|
0% |
[ 0 ] |
|
Всего проголосовало : 4 |
|
Автор |
Сообщение |
CepreuПользователь
Сообщения: 131 Регистрация: 03.02.2010
|
|
Добавлено: Ср Фев 03, 2010 10:46 |
|
|
Добрый день! На форуме впервые, первое моё сообщение.
Давно думаю о сабже. Сколько ни пытался понять что думает психология о мышлении, толкового ответа никак получить не мог. Обычное определение "Процесс головного мозга и т.д.". Какой-то неведомый процесс, непонятно как работающий. Лет, около дюжины назад, посетила меня мысль, которая никак не даёт успокоиться. Мышление полностью состоит из процессов памяти. В процессе М. вспоминаются не только факты, но и пути решения возникшей задачи. Как пример:
Твой собеседник хмурится - ты подумал и убежал. Мысли: он хмурится, значит злой, злой - может ударить, ударит - будет больно, если убежать - не ударит.
Это мышление? Вроде как. Но, на самом деле, мы всё это просто вспомнили. Что человек злится если хмурится, мы знали. Как и всё остальное. Неудачный пример? Допустим, собака тоже умеет хмуриться. Мы этого изначально не знаем. Итак, ситуация "собака хмурится". Вспомнаем, что когда хмурится человек, он зол. Думаем (на самом деле вспоминаем) можем ли мы считать что и собака злится когда хмурится. Для этого вспоминаем, что и у человека и у собаки много общих черт (глаза, брови, зубы и т.д.) по которым можно предположить одинаковую реакцию и собаки, и человека. Из этого делаем вывод, что лучше убежать, т.к. общего у человека и собаки много. Если окажется что собака не злилась, потом предположим что "нахмуренные брови" работают по-разному из-за каких-то черт, по которым собака отличается от человека. Та же "нахмуренная собака", но со знанием "нахмуренная кошка - радуется". Так же вспоминаем чем похожи человек(про его брови мы тоже знаем) и собака, и чем похожи кошка и собака. Вспомнив (именно!, а не "поразмыслив"), что общих черт у собаки и кошки больше, чем у собаки и человека, решаем что намуренные брови собаки означают то же, что и у кошки.
Вот такой небольшо пример, как предполагаю может служить началом дискуссии.
Лично я долго сам "критиковал" свои мысли о том, что память не заполняет своей работой весь процесс мышления, но "не убедил" Поэтому решил вынести на общее обсуждение. Прдполагается что в меня будут кидать камни, а я буду пытаться доказывать что мышление - сплошная работа памяти
С уважением, Cepreu.
|
|
|
|
|
 |
Майор ВетровПользователь
Сообщения: 2242 Регистрация: 25.04.2009
|
|
Добавлено: Ср Фев 03, 2010 11:25 |
|
|
Сергей, займись чем нибудь другим. Не твое это.
Это, конечно, мое личное мнение. Попробуй пообсуждать, если получится.
Даже, что бы печь хлеб - надо учиться...
Ну и переношу твою тему в популярную психологию.
|
|
|
|
|
 |
CepreuПользователь
Сообщения: 131 Регистрация: 03.02.2010
|
|
Добавлено: Ср Фев 03, 2010 11:36 |
|
|
"Чем-нибудь другим" уже занимаюсь. Хлеб печь тоже умею. Обсудить очень бы хотелось, потому и обратился сюда. Во время учёбы в университете пробовал поговорить на эту тему со своим преподавателем психологии, она меня внимательно выслушала, но сказала что не может ни опровергнуть ни подтвердить мои предположения, т.к. не занималась этим вопросом всерьёз. Очень жаль, что вы не указываете на ошибки (наверно они есть) в моих рассуждениях.
|
|
|
|
|
 |
РонаПользователь
Сообщения: 10308 Регистрация: 11.01.2009 Откуда: Люберцы
|
|
Добавлено: Ср Фев 03, 2010 11:37 |
|
|
Можете для начала в рамках своей концепции объяснить, как мыслят люди с тотальной амнезией или инсультники с повреждением "коротко живущей" памяти?
|
|
|
|
|
 |
CepreuПользователь
Сообщения: 131 Регистрация: 03.02.2010
|
|
Добавлено: Ср Фев 03, 2010 11:45 |
|
|
Амнезия, насколько помню, очень редко бывает полной. Если человек может посчитать сколько пальцев на его руках, значит он помнит цифры. Это как пример. Если человек имеет "абсолютно пустую" память, разве он может о чём-то мыслить? Разве только на основе получаемых в данное время знаний. Насчёт быстрой памяти - у человека базовые знания не в ней хранятся.
|
|
|
|
|
 |
skmПользователь
Сообщения: 7053 Регистрация: 17.12.2002 Откуда: Минск
|
|
Добавлено: Ср Фев 03, 2010 11:47 |
|
|
Как быть с созданием новой информации?
Я вот пишу сообщение, сочиняю его. Измысливаю. Я, конечно, пользуюсь памятью - подтаскиваю слова, грамматику, буквы.
Но вот именно этого сообщения целиком в памяти нет. Это новый смысл, который по результатам некоторого процесса создан и заслан на форум.
И который теперь можно записать в память.
|
|
|
|
|
 |
psychochronicПользователь
Сообщения: 1684 Регистрация: 10.12.2007 Откуда: я там, где торсионные поля пронзают неевклидовы пространства
|
|
Добавлено: Ср Фев 03, 2010 11:49 |
|
|
Cepreu, если в Вас будет "кидать камни" полковник Кедров, не обращайте внимания — такое его форумное амплуа, а на самом деле он в общей психологии слаб.
Под словом "мышление" прежде всего подразумевается процесс рождения новых мыслей, а то, что описываете и называете мышлением Вы, называется процессом принятия решений, который довольно подробно описан нейрофизиологом П. К. Анохиным в его ТФС — теории функциональных систем.
Память, автоматизмы, устоявшиеся алгоритмы решений проблем, накопленный опыт, интуиция действительно играют решающую роль в принятии решений в стандартных ситуациях и в случае необходимости принятия мгновенных решений. А вот когда устоявшиеся способы решений не устраивают, начинается поиск нового: сначала в сознании откуда ни возьмись появляется проект решения, оценивается и при неудовлетворительной оценке отправляется на доработку обратно в бессознательное. Как, по каким правилам, из каких элементов в процессе мышления складывается новый психический конструкт — это вопрос с большой буквы!
Мичио Каку писал(а): |
Алан Гут был озадачен тем фактом, что теории Великого Объединения предсказывали существование большого количества монополей, хотя никто никогда их не видел. «Подобно единорогу, монополь и до сих пор продолжает пленять человеческий разум, несмотря на отсутствие убедительных доказательств его существования», — заметил Гут.
И тут внезапно ему в голову пришла идея. В мгновение ока все кусочки головоломного пазла встали на свои места. Он понял, что если Вселенная зародилась в состоянии «ложного вакуума», то она могла расширяться экспоненциально, как и предполагал де Ситтер несколько десятков лет тому назад. В этом состоянии ложного вакуума Вселенная могла внезапно инфляционно расшириться до невероятной степени. Если ученые до сих пор и не встречали монополя, то дело обстоит так лишь потому, что монополи были разбросаны по всей Вселенной, которая имела гораздо большие размеры, чем можно было предположить.
Для Гута это осознание стало источником радости и удивления.
(Мичио Каку. "Параллельные миры") |
Впрочем, между принятием решений и мышлением никакой непереходимой границы нет — это часто разные стороны одного процесса, но мышление всегда предполагает последовательность изменений: замену одного варианта решения на другой или последовательность мыслей — дискурсивную или ассоциативную. Окончание же процесса мышления означает принятие решения об удовлетворительности его результатов.
|
|
|
|
|
 |
CepreuПользователь
Сообщения: 131 Регистрация: 03.02.2010
|
|
Добавлено: Ср Фев 03, 2010 11:53 |
|
|
Вопрос: "ты есть хочешь?"
Ответ: "нет".
Новая информация.
Так же ответы на форуме. Только модели вопросов и ответов намного сложнее. Я высказал то что помню я, вы сравниваете с тем, что помните вы и пишете каким частями наши знания не совпадают. Похоже на правду?
|
|
|
|
|
 |
CepreuПользователь
Сообщения: 131 Регистрация: 03.02.2010
|
|
Добавлено: Ср Фев 03, 2010 12:00 |
|
|
psychochronic писал(а): |
Cepreu ......... |
Спасибо большое за сообщение. Процесс поиска нового решения тоже очень долго обдумывал. Опишу его со своей точки зрения, но не прямо сейчас, потому что это нужно хорошо сформулировать Ответ мой будет в течение часа
|
|
|
|
|
 |
psychochronicПользователь
Сообщения: 1684 Регистрация: 10.12.2007 Откуда: я там, где торсионные поля пронзают неевклидовы пространства
|
|
Добавлено: Ср Фев 03, 2010 12:02 |
|
|
Насколько же мышление зависит от памяти, насколько использует готовое её содержимое? Обыденное, кухонно-обывательское — наверно, на 99%, а новаторское, ясно, значительно меньше.
Тут возникает (формальная, поверхностная) ассоциация с научным творчеством: "форумные гении", принципиально не читающие учебников, уделяют творчеству 99% усилий, а настоящие учёные, наверно, треть; две трети усилий учёного, если не больше, уходит на изучение того, что уже сделано коллегами в этой области... по крайней мере чтобы не попасть впросак и не изобрести велосипед, кострукция которого уже признана негодной.
|
|
|
|
|
 |
CepreuПользователь
Сообщения: 131 Регистрация: 03.02.2010
|
|
Добавлено: Ср Фев 03, 2010 12:30 |
|
|
Согласитесь, что 99% это уже такое число, когда нашим учителям стоит бросить заставлять ученика придумывать новые решения "на пустом месте", т.е. если ребёнок не имеет в памяти примера решения подобной задачи. Это в образовании есть, так пытаются развить "творческое (новаторское) мышление", проводя аналогии с похожими решениями, имеющимися в своей, учительской, голове и не подозревая, что у ребёнка может не быть подобного опыта. Более того, уверен (и прошу вас опровергать меня), в том, что и "новаторское (творческое, я правильно их уравниваю?) мышление" так же основано на аналогиях.
Открытия очень часто получаются в результате использования необычного метода решения задачи. Например, есть задача, мы пробуем решить её обычными путями (то, что помним), ничего не получается, тут пытливый ум начинает перебирать способы, которые не являются обычными для решения этой задачи, всё сильнее и сильнее ослабляя связь задачи и обычного решения. Т.е. для решения уравнения с Х у нас есть определённый набор типичных решений. В данной задаче он не подошёл, все опустили руки, но один подумал а не попробовать ли использовать набор решений, которые предназначены для задач с Y, т.к. Х и Y имеют некоторые похожие свойства. Пусть здесь тоже не нашлось решения, используем набор для решения задач с "A*B" (тут почти нет аналогий), но одно из имеющихся решений подошло к нашей ситуации. Что мы получаем? "Озарение. Этот человек гениален.". В жизни используется более сложные модели конечно, но принципиально новых решений, мне кажется, человек давно не создаёт. Колесо было изобретено давно, для человека оно было принципиально новым решением. Но не вспомнил ли изобретатель колеса катящийся с горки круглый камень?
Последний раз редактировалось: Cepreu (Ср Фев 03, 2010 12:57), всего редактировалось 1 раз
|
|
|
|
|
 |
CepreuПользователь
Сообщения: 131 Регистрация: 03.02.2010
|
|
Добавлено: Ср Фев 03, 2010 12:39 |
|
|
psychochronic писал(а): |
Тут возникает (формальная, поверхностная) ассоциация с научным творчеством: "форумные гении", принципиально не читающие учебников, уделяют творчеству 99% усилий, а настоящие учёные, наверно, треть; две трети усилий учёного, если не больше, уходит на изучение того, что уже сделано коллегами в этой области... по крайней мере чтобы не попасть впросак и не изобрести велосипед, кострукция которого уже признана негодной. |
Да, я признаю, что теоретических знаний имею очень мало. Потому и отношусь к своим мыслям с большой опаской. Вполне возможно что это давно уже разложено по полочкам и без меня и именно так или наоборот, опровергнута такая точка зрения уже не одним учёным. Предполагал, что меня сразу могут ткнуть лицом в линк, где об этом уже всё написано. (даже удивлён что ещё не отправили по www). Думаю, что это оттого, что сообщение ещё не прочли корифеи, которые сразу скажут где что у меня неправильно
|
|
|
|
|
 |
skmПользователь
Сообщения: 7053 Регистрация: 17.12.2002 Откуда: Минск
|
|
Добавлено: Ср Фев 03, 2010 13:07 |
|
|
Cepreu,
Цитата: |
Так же ответы на форуме. Только модели вопросов и ответов намного сложнее. Я высказал то что помню я, вы сравниваете с тем, что помните вы и пишете каким частями наши знания не совпадают. Похоже на правду? |
Не очень.
Мне кажется, вы подгоняете реальность под свою теорию.
Только сравнение и фиксация различий породили бы в разы более простой ответ. Типа, вы считаете так, а из моего опыта получается эдак.
А моё сообщение содержит в дополнение к этому и рефлексию, и какое-никакое обобщение.
Цитата: |
Согласитесь, что 99% это уже такое число, когда нашим учителям стоит бросить заставлять ученика придумывать новые решения "на пустом месте", т.е. если ребёнок не имеет в памяти примера решения подобной задачи. Это в образовании есть, так пытаются развить "творческое (новаторское) мышление", проводя аналогии с похожими решениями, имеющимися в своей, учительской, голове и не подозревая, что у ребёнка может не быть подобного опыта. Более того, уверен (и прошу вас опровергать меня), в том, что и "новаторское (творческое, я правильно их уравниваю?) мышление" так же основано на аналогиях. |
Откуда изначально взялись решения?
Дикий человек математических задач решать не умел и методами не владел. А современный - аж целую математику придумал, и всё по аналогии... с чем?
|
|
|
|
|
 |
CepreuПользователь
Сообщения: 131 Регистрация: 03.02.2010
|
|
Добавлено: Ср Фев 03, 2010 13:25 |
|
|
skm писал(а): |
Мне кажется, вы подгоняете реальность под свою теорию. |
Стараюсь этого не делать, потому сам с собой спорил и потому прошу мнения форума, чтобы или разбить моё видение предмета вдребезги или (если окажется, что прав) поделиться со всеми.
Цитата: |
А моё сообщение содержит в дополнение к этому и рефлексию, и какое-никакое обобщение.
|
Попытаться объяснить как рефлексия и обобщение могут быть процессом памяти, а не мышления? Попробую, но чуть попозже.
Цитата: |
Откуда изначально взялись решения?
Дикий человек математических задач решать не умел и методами не владел. А современный - аж целую математику придумал, и всё по аналогии... с чем? |
Тут нужно привлекать семиотику. Знаки, думаю, появились как аналогия изображений реальных предметов. Т.е. если мы можем знаком изобразить солнце, то почему бы не использовать знак для числа и действия. Как-то так трудно объяснить сразу такой большой диапозон от дикого человека до современной математики. Всё постепенно появлялось. Старые решения для новых объектов - получались новые решения.
|
|
|
|
|
 |
skmПользователь
Сообщения: 7053 Регистрация: 17.12.2002 Откуда: Минск
|
|
Добавлено: Ср Фев 03, 2010 13:33 |
|
|
Я не про знаки спрашивал, а про методы решения задач.
Цитата: |
Старые решения для новых объектов - получались новые решения. |
Откуда взялись старые решения?
|
|
|
|
|
 |
CepreuПользователь
Сообщения: 131 Регистрация: 03.02.2010
|
|
Добавлено: Ср Фев 03, 2010 13:43 |
|
|
Ок. Возьмём одно из первых решений человека дикого: огонь. Надо объяснять как оно появилось? Это же было задачей? Человеку было холодно, огонь был решением.
|
|
|
|
|
 |
skmПользователь
Сообщения: 7053 Регистрация: 17.12.2002 Откуда: Минск
|
|
Добавлено: Ср Фев 03, 2010 13:52 |
|
|
Теорему Пифагора лучше объясните.
Откуда изначально появилось решение задачи о нахождении длины гипотенузы.
Откуда взялась идея прямоугольного треугольника, идея численного измерения длины, идея использовать геометрические абстракции в решении прикладных задач.
|
|
|
|
|
 |
CepreuПользователь
Сообщения: 131 Регистрация: 03.02.2010
|
|
Добавлено: Ср Фев 03, 2010 14:02 |
|
|
Мне трудно будет найти по какой аналогии шла мысль Пифагора, тем более, что это относится к математике. Если бы я имел сейчас точно тот же уровень знаний как у Пифагора и его объяснения теоремы, я бы, может быть, смог догадаться какую аналогию он провёл, придя к такому решению, но вряд ли смог бы сформулировать свой первый пост.
Можно разобрать какой-нибудь пример попроще, но я уже выше объяснял сам путь нахождения решения (про Х, Y, A*B) и пример изобретения колеса. Про колесо, конечно, утверждать не берусь что именно эта мысль была в голове изобретателя, но уверен что человек сделавший первое колесо, видел как могут катится округлые предметы.
|
|
|
|
|
 |
skmПользователь
Сообщения: 7053 Регистрация: 17.12.2002 Откуда: Минск
|
|
Добавлено: Ср Фев 03, 2010 14:36 |
|
|
Цитата: |
Можно разобрать какой-нибудь пример попроще |
Дело в том, что мой пример как раз и противоречит вашей теории. Прикладные вопросы более-менее можно впихнуть, а вот математику - не получается.
Откуда взялась идея использовать геометрические абстракции в решении прикладных задач?
В природе нет чисел, углов и прямых. Огонь и колесо - штуки прикладные и непосредственно о в том или ином виде встречающиеся. А вот геометрических абстракций и уж тем более аксиоматики и теорем - нет.
|
|
|
|
|
 |
CepreuПользователь
Сообщения: 131 Регистрация: 03.02.2010
|
|
Добавлено: Ср Фев 03, 2010 14:49 |
|
|
В школьные времена имел по математике только отличные оценки, но сейчас никак не смогу обсуждать математические открытия и поиски их решения. Возможно математик, сделавший открытие смог бы объяснить как его решение пришло к нему в голову. Хотя тоже вряд ли, наше сознание не откликается на каждый мелькнувший в памяти объект, его обозначением.
|
|
|
|
|
 |
psychochronicПользователь
Сообщения: 1684 Регистрация: 10.12.2007 Откуда: я там, где торсионные поля пронзают неевклидовы пространства
|
|
Добавлено: Ср Фев 03, 2010 16:00 |
|
|
skm писал(а): |
Теорему Пифагора лучше объясните.
Откуда изначально появилось решение задачи о нахождении длины гипотенузы.
Откуда взялась идея прямоугольного треугольника, идея численного измерения длины, идея использовать геометрические абстракции в решении прикладных задач. |
На разработку решения проблемы генезиса априорных форм философ из МГУ С. Л. Катречко (не знаю его научных регалий) получил грант, и то неизвестно, будет ли толк.
|
|
|
|
|
 |
CepreuПользователь
Сообщения: 131 Регистрация: 03.02.2010
|
|
Добавлено: Ср Фев 03, 2010 17:30 |
|
|
И всё-таки, что в процессе мышления не включает в себя процесс памяти? Есть ли момент в мышлении, когда не используется память? Если нет, почему мы разграничиваем работу памяти и мышления? Может быть, память (полноценно работающая, с запоминанием, сохранением и воспроизведением) это и есть мышление?
|
|
|
|
|
 |
Андрей БулатовПользователь
Сообщения: 9504 Регистрация: 22.05.2004 Откуда: Веб-клуб Космополит
|
|
Добавлено: Ср Фев 03, 2010 17:47 |
|
|
Древнегреческий мыслитель Сократ сказал, что я знаю только то, что ничего не знаю. Эти его слова понимать можно только так: сократовской мудрости знания (память) мешают...
|
|
|
|
|
 |
УмкаПользователь
Сообщения: 4838 Регистрация: 02.07.2009
|
|
Добавлено: Ср Фев 03, 2010 18:15 |
|
|
Цитата: |
И всё-таки, что в процессе мышления не включает в себя процесс памяти? Есть ли момент в мышлении, когда не используется память? Если нет, почему мы разграничиваем работу памяти и мышления? Может быть, память (полноценно работающая, с запоминанием, сохранением и воспроизведением) это и есть мышление?
|
Cepreu, возьмите определение мышления разных авторов, включая не психологическое Ожегова, и сделайте банальный анализ. Только своё стойкое убеждение при этом желательно придержать. Получится примерно следующее:1.Мышление - это процесс; 2.Мышление - это связывающее звено;
3. Мышление - это использование определённого опыта, знаний; 4. Мышление - это получение нового опыта, знаний. Это если на пальцах.
Так вот между пунктами 4 и 3 стоит пункт 2, который и можно считать отличием от памяти.
Ваш пример про хмурого человека предполагает не только вариант злости. Может ему туфли жмут?
При рассматривании памяти нужно учитывать наличие такого феномена, как "перенос". Т.е. умение использовать свой опыт (по-вашему память) при решении конкретной ситуации. Что бы было понятно о чём это. Об этом Ваше нижеприведённое сообщение.
Цитата: |
Про колесо, конечно, утверждать не берусь что именно эта мысль была в голове изобретателя, но уверен что человек сделавший первое колесо, видел как могут катится округлые предметы.
|
Цитата: |
Ок. Возьмём одно из первых решений человека дикого: огонь. Надо объяснять как оно появилось? Это же было задачей? Человеку было холодно, огонь был решением.
|
Задачей это не было. Был опыт случайного получения огня. И смею предположить, неоднократный опыт прежде чем до кого-то что-то там дошло.
Или возьмите пример с обезьяной, вернее с той самой палкой. Палка всегда используется как удлинение руки и тут же бросается оземь.
|
|
|
|
|
 |
УмкаПользователь
Сообщения: 4838 Регистрация: 02.07.2009
|
|
Добавлено: Ср Фев 03, 2010 18:56 |
|
|
И ещё...
Цитата: |
Согласитесь, что 99% это уже такое число, когда нашим учителям стоит бросить заставлять ученика придумывать новые решения "на пустом месте", т.е. если ребёнок не имеет в памяти примера решения подобной задачи. Это в образовании есть, так пытаются развить "творческое (новаторское) мышление", проводя аналогии с похожими решениями, имеющимися в своей, учительской, голове и не подозревая, что у ребёнка может не быть подобного опыта. Более того, уверен (и прошу вас опровергать меня), в том, что и "новаторское (творческое, я правильно их уравниваю?) мышление" так же основано на аналогиях.
|
Одной из причин переноса или непереноса из одной ситуации в другую принято считать варьирование условий при постановке задачи (проблемы). Таким образом, перенос становится более вероятным при рассмотрении проблемы (задачи) в как можно больших вариациях. Однако это не психологическое объяснение процесса переноса. Психологически, варьирование условий рассматривается как создания оптимальных условий для решения задачи (проблемы).
То есть за внешней зависимостью «варьирование - перенос» выступает внутренняя зависимость «анализ - обобщение» через выделение наиболее существенных признаков. Внешне наблюдаемый результат (перенос) оказывается закономерным следствием внутреннего процесса мышления.
|
|
|
|
|
 |
|
|
 |
Страница 1 из 4 |
На страницу 1, 2, 3, 4 След. |
|
|