Автор |
Сообщение |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Пт Фев 12, 2010 07:18 |
|
|
===
Последний раз редактировалось: Michaеl (Ср Фев 17, 2010 05:55), всего редактировалось 2 раз(а)
|
|
|
|
|
 |
psychochronicПользователь
Сообщения: 1684 Регистрация: 10.12.2007 Откуда: я там, где торсионные поля пронзают неевклидовы пространства
|
|
Добавлено: Пт Фев 12, 2010 12:24 |
|
|
О.К. ТИХОМИРОВ
К. ПОППЕР И ПСИХОЛОГИЯ. КРИТИЧЕСКОЕ И ДОГМАТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Мышление один из центральных объектов исследований К. Поппера. Он разделяет критическое и догматическое мышление (и поведение). В психологии есть как сторонники, так и противники такого различия.
Догматическое мышление склонно к поискам регулярности и наложению законов на природу, ожидает регулярности повсюду и пытается искать законы даже там, где их нет. Ожидания не оставляются даже в том случае, когда они оказываются неадекватными. Догматизм до некоторой степени необходим при исследовании ситуаций и приближении к построению хороших теорий. Догматическая установка связана с тенденцией верифицировать наши законы и схемы с попытками применять и подтверждать их.
В основе критического мышления лежит критическая установка, для которой характерна готовность изменять, проверять, опровергать, фальсифицировать. Критическая установка принимает некоторую "схему ожидания " (миф, предположения, гипотезы), однако готова модифицировать, исправлять, отбрасывать эти ожидания. Задержка в развитии критической установки порождает "естественный догматизм ", который проявляется в сопротивлении требованиям модификации схем. Сопротивление можно объяснить ранее испытанными обидами или нервными потрясениями, вызвавшими страх и стремление обрести уверенность в себе и оправдаться.
Критичность — важнейшая характеристика научного мышления. Критицизм связывается с указанием на некоторые противоречия или несоответствия. Научный прогресс состоит в устранении противоречий, как только они обнаруживаются. Допущение противоречий К. Поппер называет одной из главных догм гегельянства. Критичность становится возможной потому, что наши убеждения в значительной мере, но все же не полностью обусловлены нашим воспитанием. Мы можем критиковать себя и учиться, исходя из вырабатываемого нами понимания окружающих вещей и нашего собственного опыта. Мы можем изучать мысли, можем их критиковать, совершенствовать и, более того, можем изменять и улучшать окружающую нас физическую среду соответственно тому, как меняются и совершенствуются наши мысли. Особое значение придается уникальному жизненному опыту.
Некоторые люди (невротики и больные) интерпретируют мир в соответствии со своим личным множеством шаблонов, которые нелегко устранить и которые часто возникают в раннем детстве. Каждый новый опыт интерпретируется на основе шаблонов и схем, верифицируя их и увеличивая их жесткость.
Психологам, увлеченным "личностным подходом ", следует обратить внимание на призыв К. Поппера не смешивать доказательства и личность доказывающего.
Критичность мышления лежит в основе рационализма. К. Поппер разграничивает "подлинный рационализм " и "псевдорационализм ". Подлинный рационализм — это рационализм Сократа, он предполагает осознание ограниченности возможностей отдельного человека, интеллектуальную скромность тех, кому дано знать, как часто они ошибаются и как сильно зависит это их знание от других людей, он предполагает и осознание того, что не следует слишком полагаться на свой разум.
Образцом псевдорационализма является "интеллектуальный " интуитивизм Платона, характеризующийся нескромной уверенностью в наличии у определенных людей высших интеллектуальных способностей, претензией на просвещенность, обладание достоверным и безусловным знанием, представлением о том, что мнение (даже истинное) дано любому человеку, ум же (или интеллектуальная интуиция) "есть достояние богов и лишь малой горстки людей' ".
В отличие от рационализма "авторитарный интеллектуализм" характеризуется уверенностью в обладании безошибочным инструментом исследования, в непогрешимости используемого метода.
http://www.hr-portal.ru/article/k-popper-i-psikhologiya
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Сб Фев 13, 2010 01:10 |
|
|
===
Последний раз редактировалось: Michaеl (Пн Фев 15, 2010 20:07), всего редактировалось 2 раз(а)
|
|
|
|
|
 |
Elena_Пользователь
Сообщения: 72 Регистрация: 03.01.2009 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Вс Фев 14, 2010 13:55 |
|
|
Я бы добавила чисто практический критерий отличия научной психологии от наукообразной:
научная психология должна быть в конечном итоге полезна налогоплательщикам, на деньги которых существует.
И кстати, не жду серьезных научных результатов от того, кто:
1. Всегда текст именитого профессора считает более научным, чем текст никому не известного автора из тьмутаракани - при прочих равных условиях.
2. Ищет в работах новых авторов противоречия устоявшимся взглядам, и использует найденное только для одной цели - для составления обвинительных приговоров новичкам.
3. Не любит обобщать, потому что безопаснее не выходить из рамок набора уже существующих точек зрения.
4. Не высказывает свое оригинальное мнение публично, чтобы «жрецы» не посчитали маргиналом.
5. Считает, что термины и научные методы должны жить там, где они возникли – и нечего им таскаться в смежные науки и обратно
6. Озабочен строительством «противоракетной обороны» на границе с другими научными направлениями и бьется за чистоту рядов истинных носителей Истины.
7. Считает, что если научные результаты описаны простым человеческим языком, понятным братьям по разуму - в этом есть подозрительное.
8. Считает, что свободные ассоциации – вещь бесполезная.
9. Хоть и слышал слова "нечеткая логика" - но уверен, что существует единственно правильное мнение по каждому вопросу (и здесь не видит связи между тем, что написано до и после "тире").
10. Фразу Скотта Фицджеральда "Признаком первоклассных мозгов является способность держать в голове две взаимоисключающие мысли одновременно, не теряя при этом способности соображать", считает красивой, но практически непригодной.
11. Никогда не задает себе дурацких простых вопросов, а задает только сугубо научные.
12. Не любит шутить, потому что это ненаучно.
|
|
|
|
|
 |
Майор ВетровПользователь
Сообщения: 2242 Регистрация: 25.04.2009
|
|
Добавлено: Вс Фев 14, 2010 14:14 |
|
|
Елена, очень интересный ракурс.
Кстати, сейчас многие психологи недовольны положением дел в академической психологии.
Про налогоплательщиков сказано в точку. Хорошо хоть сейчас психологов плодят не только за счет налогоплательщиков.
Цитата: |
В своем приветственном слове ведущий секции, профессор, зав. кафедрой общей психологии психфака МГУ Борис Братусь отметил, что в последнее время психология стала очень популярной наукой. Если раньше вузов, выпускавших психологов, были единицы, то сейчас только в Москве насчитывается более пятидесяти учреждений с такой специализацией, не считая курсов, частных учебных заведений и различных психологических обществ. Столь высокий интерес к психологии с одной стороны радует, с другой - внушает тревогу. Распространение науки отражается на уровне профессионализма тех, кто ею занимается. “Психология теряет статус науки и приобретает статус кулинарии”, некоего набора рецептов, добавил профессор. (01.02.08г.) |
Учебник «Психофизиология» под редакцией Ю.И. Александрова :
Глубокое и разностороннее изучение психологии породило сомнение, что она является собственно наукой. Ю. Александров приводит интересное и четкое определение психологии: «Современная психология в значительной степени представлена обыденным знанием, или обыденной психологией (folk psychology), под которой понимается основанное на здравом смысле, не требующее точных определений понимание психических процессов и состояний».
|
|
|
|
|
 |
Майор ВетровПользователь
Сообщения: 2242 Регистрация: 25.04.2009
|
|
Добавлено: Вс Фев 14, 2010 14:17 |
|
|
Кстати, надо определить, что такое "житейские психологические знания" и "научные психологические знания"?
Ну и, конечно, что такое "хороший психолог"?
|
|
|
|
|
 |
Elena_Пользователь
Сообщения: 72 Регистрация: 03.01.2009 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Вс Фев 14, 2010 16:17 |
|
|
Майор Ветров писал(а): |
Кстати, сейчас многие психологи недовольны положением дел в академической психологии... |
Эту озабоченность можно понять. Но. Цитированная выше Юлия Борисовна Гиппенрейтер, которая работает с Братусем на одной кафедре, на мой взгляд, более взвешенно подходит к проблеме. В цитированной выше книге читаем:
Цитата: |
"Теперь, когда мы убедились в целом ряде преимуществ научной психологии перед житейской, уместно поставить вопрос: а какую позицию научные психологи должны занять по отношению к носителям житейской психологии?...
Я хотела бы предупредить вас об одной ошибочной позиции, которую, впрочем, нередко занимают психологи с большим научным стажем. "Проблемы человеческой жизни, – говорят они, – нет, я ими не занимаюсь. Я занимаюсь научной психологией. Я разбираюсь в нейронах, рефлексах, психических процессах, а не в "муках творчества".
Имеет ли эта позиция некоторые основания? Сейчас мы уже можем ответить на этот вопрос: да, имеет. Эти некоторые основания состоят в том, что упомянутый научный психолог вынужден был в процессе своего образования сделать шаг в мир отвлеченных общих понятий, он вынужден был вместе с научной психологией, образно говоря, загнать жизнь in vitro, "разъять" душевную жизнь "на части". Но эти необходимые действия произвели на него слишком большое впечатление. Он забыл, с какой целью делались эти необходимые шаги, какой путь предполагался дальше. Он забыл или не дал себе труда осознать, что великие ученые – его предшественники вводили новые понятия и теории, выделяя существенные стороны реальной жизни, предполагая затем вернуться к ее анализу с новыми средствами…
О том, как видеть в малых фактах отражение общих принципов и как переходить от общих принципов к реальным жизненным проблемам, вы нигде не прочтете. Вы можете развить в себе эти способности, впитывая лучшие образцы, заключенные в научной литературе. Только постоянное внимание к таким переходам, постоянное упражнение в них может сформировать у вас чувство "биения жизни" в научных занятиях. Ну а для этого, конечно, совершенно необходимо обладать житейскими психологическими знаниями, возможно более обширными и глубокими…
В конечном счете, мысль моя простая: научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом. Иначе он не только будет малополезен науке, но и не найдет себя в своей профессии, попросту говоря, будет несчастен. Мне бы очень хотелось уберечь вас от этой участи.
Один профессор сказал, что если его студенты за весь курс усвоят одну-две основные мысли, он сочтет свою задачу выполненной. Мое желание менее скромно: хотелось бы, чтобы вы усвоили одну мысль уже за одну эту лекцию. Мысль эта следующая: отношения научной и житейской психологии подобны отношениям Антея и Земли; первая, прикасаясь ко второй, черпает из нее свою силу". |
(Выделено Elena_)
|
|
|
|
|
 |
Майор ВетровПользователь
Сообщения: 2242 Регистрация: 25.04.2009
|
|
Добавлено: Вс Фев 14, 2010 16:55 |
|
|
Елена, я бы поставил вопрос иначе: чем отличается научная психология от обыденной? "Житейская психология" - словосочетание неопределенное и г-жа Гиппенрейтер об этом не знает. О чем тогда речь?
|
|
|
|
|
 |
Elena_Пользователь
Сообщения: 72 Регистрация: 03.01.2009 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Вс Фев 14, 2010 17:09 |
|
|
Я бы записала "обыденную" и "житейскую" психологию в синонимы и не мучилась бы
|
|
|
|
|
 |
Андрей БулатовПользователь
Сообщения: 9504 Регистрация: 22.05.2004 Откуда: Веб-клуб Космополит
|
|
Добавлено: Вс Фев 14, 2010 17:13 |
|
|
Надо ещё принять во внимание то обстоятельство, что далеко не каждый "научный" психолог имеет богатый жизненный опыт, испытал в себе всю гамму чувств и переживаний, имел безумную страстную любовь к женщине.
И с этой точки зрения, чаще человек с "житейской" психологией, который на себе всё испробовал и испытал, даст более мудрый совет и к нему в сто крат больше доверия.
|
|
|
|
|
 |
Майор ВетровПользователь
Сообщения: 2242 Регистрация: 25.04.2009
|
|
Добавлено: Вс Фев 14, 2010 17:32 |
|
|
Elena_ писал(а): |
Я бы записала "обыденную" и "житейскую" психологию в синонимы и не мучилась бы |
Неверно.
|
|
|
|
|
 |
Майор ВетровПользователь
Сообщения: 2242 Регистрация: 25.04.2009
|
|
Добавлено: Вс Фев 14, 2010 17:33 |
|
|
Aндрей Булатов писал(а): |
...И с этой точки зрения, чаще человек с "житейской" психологией, который на себе всё испробовал и испытал, даст более мудрый совет и к нему в сто крат больше доверия. |
Да, часто бывает и такое.
|
|
|
|
|
 |
Майор ВетровПользователь
Сообщения: 2242 Регистрация: 25.04.2009
|
|
Добавлено: Вс Фев 14, 2010 17:35 |
|
|
Elena_ писал(а): |
Я бы записала "обыденную" и "житейскую" психологию в синонимы и не мучилась бы |
Добавлю - обыденная психология - это "научная" психология сегодня. А "житейская" - это природные навыки.
|
|
|
|
|
 |
Elena_Пользователь
Сообщения: 72 Регистрация: 03.01.2009 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Вс Фев 14, 2010 17:39 |
|
|
Майор Ветров писал(а): |
Elena_ писал(а): |
Я бы записала "обыденную" и "житейскую" психологию в синонимы и не мучилась бы |
Неверно. |
Ну как хотите Меня терминологические споры редко вдохновляют.
|
|
|
|
|
 |
Elena_Пользователь
Сообщения: 72 Регистрация: 03.01.2009 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Вс Фев 14, 2010 17:50 |
|
|
Майор Ветров писал(а): |
Elena_ писал(а): |
Я бы записала "обыденную" и "житейскую" психологию в синонимы и не мучилась бы |
Добавлю - обыденная психология - это "научная" психология сегодня. А "житейская" - это природные навыки. |
А хотя ладно, Майор, поведусь
Гляньте конец цитаты У г-жи Гиппенрейтер. Не поленитесь В ее терминологии "житейская психология"- это то же самое, что Вы понимаете под "обыденной психологией".
А тогда "житейская" психология в Вашем понимании - это скорее врожденные способности к психологической деятельности. Похоже на то?
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Вс Фев 14, 2010 18:20 |
|
|
===
Последний раз редактировалось: Michaеl (Пн Фев 15, 2010 20:08), всего редактировалось 1 раз
|
|
|
|
|
 |
psychochronicПользователь
Сообщения: 1684 Регистрация: 10.12.2007 Откуда: я там, где торсионные поля пронзают неевклидовы пространства
|
|
Добавлено: Пн Фев 15, 2010 11:55 |
|
|
Майор Ветров писал(а): |
надо определить, что такое "житейские психологические знания" и "научные психологические знания"?
чем отличается научная психология от обыденной? |
Целью науки является поиск истины, а кухонно-житейские знания применяются для принятия оптимальных решений по возникающим проблемам, и к "сияющим вершинам" Истины для этого карабкаться незачем.
Господ учёных психологов интересует, как устроена психика, а нашего брата — как получить побольше выгод и при этом не испортить ни с кем отношений (к Полковнику Кедрову последнее, разумеется, не относится). Из этих целей и вытекают все различия.
Известно, что художественная литература или талантливое кино лучше описывают живую психологию живого человека. Почему? да потому, что у психологии научной нет такой цели.
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Пн Фев 15, 2010 13:24 |
|
|
***
Последний раз редактировалось: Michaеl (Пн Фев 15, 2010 20:10), всего редактировалось 1 раз
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Пн Фев 15, 2010 13:37 |
|
|
===
Последний раз редактировалось: Michaеl (Пн Фев 15, 2010 20:12), всего редактировалось 1 раз
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Пн Фев 15, 2010 13:44 |
|
|
===
Последний раз редактировалось: Michaеl (Пн Фев 15, 2010 20:17), всего редактировалось 1 раз
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Пн Фев 15, 2010 13:54 |
|
|
===
Последний раз редактировалось: Michaеl (Пн Фев 15, 2010 20:15), всего редактировалось 1 раз
|
|
|
|
|
 |
Андрей БулатовПользователь
Сообщения: 9504 Регистрация: 22.05.2004 Откуда: Веб-клуб Космополит
|
|
Добавлено: Пн Фев 15, 2010 15:18 |
|
|
Цитата: |
Кстати, надо определить, что такое "житейские психологические знания" и "научные психологические знания"?
Ну и, конечно, что такое "хороший психолог"?
|
"житейские психологические знания" - это личный жизненный опыт, личная практика преодоления психологических проблем. Разве какое-то ещё будет мнение?
"научные психологические знания" - это уже систематизированное образование, учебники, книги.
Хороший психолог владеет обоими этими видами знания.
|
|
|
|
|
 |
|
|
 |
Страница 1 из 1 |
|
|
|