Мир Психологии
Главная Биржа труда Психологический чат Психологический форум
Правила общения div FAQ div Поиск div Пользователи div Группы div Регистрация div Вход
Имя: Пароль: Автоматически входить при каждом посещении
Психологический форум arrow Обмен опытом, практическая психология arrow Теория и практика инвидиотерапии.

Теория и практика инвидиотерапии.
На страницу 1, 2  След.
Начать новую тему   Ответить на тему
Автор Сообщение
adada
Пользователь
Сообщения: 1448
Регистрация: 23.03.2005
Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
СообщениеДобавлено: Вс Окт 01, 2006 15:36 Ответить с цитатой

Инвидиотерапия -- от лат. invidia, зависть -- как я понимаю, не выделена в особый раздел психологии и психотерапии, но самому объекту посвящены солидные исследования, а еще более солидно зависть рассмотрена в рамках бытовой психологии.
Тем не менее эта проблема продолжает гнести наше общежитие...

Интересно было бы узнать поподробнее, что об этом думают специалисты-практики!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Вечный Странник
Пользователь
Сообщения: 1931
Регистрация: 23.10.2005
Откуда: Минск
СообщениеДобавлено: Вс Окт 01, 2006 20:09 Ответить с цитатой

На чем только не зарабатывают. Богат язык человеческий, вероятно, лахва не закончится еще долго.

Тогда можно терапевтировать (правда, непонятно что) и другими пороками человеческими. Круто!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
adada
Пользователь
Сообщения: 1448
Регистрация: 23.03.2005
Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
СообщениеДобавлено: Пн Окт 02, 2006 10:11 Ответить с цитатой

Зависть -- очень древний недуг человека. Можно только догадываться, что он не включен явочным порядком в официальные списки недугов только потому, что лекари интуитивно во все века предполагали его неизлечимым. Но эти "все века" уже прошли, настали новые времена и к проблеме можно было бы вернуться не только на социологическом уровне, а хотя бы -- на этиотропном.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Троглодит
Пользователь
Сообщения: 1558
Регистрация: 28.04.2005
СообщениеДобавлено: Пн Окт 02, 2006 11:39 Ответить с цитатой

Думаю, что зависть - не недуг, а результат психологической защиты. Менее успешный человек стремится сохранить образ своего Я. При этом сознательно стремится достичь большего подтянувшись до уровня, а неосознано понизить значимость более успешного человека...
На этом форуме можно найти примеры, когда всезнающий вдруг понимает, что чего-то не знает и тут же переносит свою агрессию на личность собеседника... Своеобразная зависть


Последний раз редактировалось: Троглодит (Вт Окт 03, 2006 13:20), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
adada
Пользователь
Сообщения: 1448
Регистрация: 23.03.2005
Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
СообщениеДобавлено: Пн Окт 02, 2006 12:39 Ответить с цитатой

Цитата:
Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это - суета и томление духа! (Экклезиаст, 4:4)

Суета -- социальная сторона аффекта, томление духа -- личностная, психологическая. Имеются свидетельства, что зависть корреспондирует с дисфорическими настроениями, и это по меньшей мере! Египтяне уже давно числили зависть среди смертных грехов, христиане не сразу пришли к пониманию опасности этого феномена, во всяком случае включили его рукой Григория Магнуса в свой список не ранее VII века.
Сейчас -- век XXI, не пора ли и нам приступить к этому "фрукту" вплотную!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Квадрат Малевича
Пользователь
Сообщения: 789
Регистрация: 10.07.2006
СообщениеДобавлено: Вт Окт 03, 2006 11:29 Ответить с цитатой

adada писал(а):
Зависть -- очень древний недуг человека. ...лекари интуитивно во все века предполагали его неизлечимым.

Это с чего это зависть неизлечима? Очень даже излечима. Причем несколькими способами:
1. Достижение того же блага что имеет объект зависти. (Это кстати, один из двигателей индустрии моды)
2. Отнятие у объекта его блага вызывающего зависть. (Название этому способу уже дано: "экспроприация экспроприаторов".)
3. Устранение объекта владеющего благом (в пылу энтузиазма иногда и вместе с благом) ("нет человека - нет проблемы")

Так что зависть поддается не только излечению, но и самоизлечению Улыбаюсь, шучу .
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Троглодит
Пользователь
Сообщения: 1558
Регистрация: 28.04.2005
СообщениеДобавлено: Вт Окт 03, 2006 13:18 Ответить с цитатой

Квадрат Малевича писал(а):
...
1. Достижение того же блага...
2. Отнятие у объекта его блага...
3. Устранение объекта владеющего благом...

Так что зависть поддается не только излечению, но и самоизлечению Улыбаюсь, шучу .
ТочноУлыбаюсь, шучу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
adada
Пользователь
Сообщения: 1448
Регистрация: 23.03.2005
Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
СообщениеДобавлено: Вт Окт 03, 2006 14:25 Ответить с цитатой

Применение указанных точных способов обыкновенно приводит к тому, что зависть капсулируется в хроническую, но небезопасную форму.
Цитата:
"...все исследователи (несмотря на разнообразие трактовок) отмечают, что зависть – чувство сильное, подвигающее человека на самые разнообразные действия, мучительное, фрустрирующее, требующее устранения."
Это мнение Е.Соколовой, автора книги “Тринадцать диалогов о психологии”. Более осторожное -- высказано в "Психологической энциклопедии": "такие эмоции, как печаль или зависть, скорее всего, не имеют практической ценности."

Но если только хотя бы на мгновение допустить, что такое хроническое чувство способно социально аккумулироваться и направлять действия миллионов людей, приводить к явлениям, подобным массовому терроризму, -- этому мгновению стоит сказать: "Остановись!" Улыбаюсь, шучу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Троглодит
Пользователь
Сообщения: 1558
Регистрация: 28.04.2005
СообщениеДобавлено: Вт Окт 03, 2006 15:31 Ответить с цитатой

adada писал(а):
Применение указанных точных способов обыкновенно приводит к тому, что зависть капсулируется в хроническую, но небезопасную форму.
Цитата:
"...все исследователи (несмотря на разнообразие трактовок) отмечают, что зависть – чувство сильное, подвигающее человека на самые разнообразные действия, мучительное, фрустрирующее, требующее устранения."
А вот и не правда. Если происходит отреагирование, то чувство (как субъективное отношение к потребности) не накапливается, т.к. потребность актуализируется и удовлетворяется.
Зависть растет тогда, когда завидуют тихо.. глубоко в душе, не выводя свои чувства на границу контакта.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
adada
Пользователь
Сообщения: 1448
Регистрация: 23.03.2005
Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
СообщениеДобавлено: Вт Окт 03, 2006 16:21 Ответить с цитатой

Цитата:
А вот и не правда...
А вот это Вы самой Елене Сергеевне и скажите при случае, в сети был ее и-адрес!


То, что пригодно для большинства движений человеческой души, может не оправдаться для такого этиологически неоднозначного чувства, как зависть. Пока его выводят "на границу контакта" поверхностно, интерпретируя через печаль, огорчение, досаду, только эти и актуализируются, не более того. Удовлетворенная зависть просто еще более укореняется в психике, не вылечиваясь, а залечиваясь...
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Квадрат Малевича
Пользователь
Сообщения: 789
Регистрация: 10.07.2006
СообщениеДобавлено: Ср Окт 04, 2006 10:46 Ответить с цитатой

adada писал(а):
То, что пригодно для большинства движений человеческой души, может не оправдаться для такого этиологически неоднозначного чувства, как зависть. Пока его выводят "на границу контакта" поверхностно, интерпретируя через печаль, огорчение, досаду, только эти и актуализируются, не более того. Удовлетворенная зависть просто еще более укореняется в психике, не вылечиваясь, а залечиваясь...


Полностью согласен с Троглодитом о необходимости выведения "на границу контакта" чувств и отреагировании и необходимости удовлетворения потребности.
Зависть довольно прозрачное явление. За завистью скрывается желание. Невозможно искоренять в человечестве зависть, т.к. для этого необходимо добиться, чтобы человечество ничего не желало или получало все сразу при появлении желания.
Единственное этиотропное "лечение" зависти это удовлетворение желания.
Можно говорить о патогенетическом лечении зависти, когда работа ведется с уровнем притязаний индивида, его активностью по самостоятельному достижению желаемого, выборе стратегий успеха и пр.
Ну и конечно можно быть живодерами по отношению к желанию и пытаться устранить симптомы зависти (печаль, огорчение, досаду) медикаментозно или суггестивно.
Я за этиотропное лечение, т.к. симптоматическое (а иногда и патогенетическое) лечение как раз часто и являются залечиванием и хронитизацией зависти. Такой пример. У мальчика нет велосипеда. Он его хочет и завидует сверстнику у которого велосипед есть. Денег мальчик еще не зарабатывает (условие задачки - мальчик маленький Улыбаюсь, шучу ) и единственная возможность удовлетворить желание добиться, чтобы родители купили ему велосипед. Если родители живодеры они могут искоренить зависть моральным прессингом: "Хорошие мальчики не должны завидовать другому, не должны желать дорогой велосипед, не должны просить об этом родителей. Хорошие мальчики ничего не хотят и радуются только тому, что дают их умные родители". Если он проглотит все это и в дальнейшем сам будет реагировать на собственные искренние желания и малейшие проявления зависти подобным образом, то мы будем лицезреть типичного невротика. Печальная картина Грущу .
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
adada
Пользователь
Сообщения: 1448
Регистрация: 23.03.2005
Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
СообщениеДобавлено: Ср Окт 04, 2006 12:31 Ответить с цитатой

Цитата:
"От инфлуэнции презренной
ее отец, судья почтенный,
знаток портвейна, балагур,
недавно умер..."

Скажете, а при чем тут инфлюэнца? А при том, что обращение и с ней, и с завистью, насколько можно уже понять, прокламируется одинаково, т.е. невзирая на мало ведомые целителям причины и слишком глубоко от их взора залегающие корни. Улыбаюсь, шучу

О зависти пишут всерьез, пожалуй, только психоаналитики (М.Кляйн), несколько родных психологов (Е.Соколова, К. Муздабаев), а серьезные исследования этого феномена практически недоступны (например, Ulanov's, 1983, и Schoek, 1966).
Кстати, нет ли у кого-нибудь в эл.формате статьи Муздыбаева в "Психологическом журнале", №6, 1997?

В результате, (инвидио)терапия производится лишь симптоматически; и уж во всяком случае медицина не готова к осуществлению эпидемиологических мер.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Квадрат Малевича
Пользователь
Сообщения: 789
Регистрация: 10.07.2006
СообщениеДобавлено: Ср Окт 04, 2006 21:55 Ответить с цитатой

adada писал(а):
…уж во всяком случае медицина не готова к осуществлению эпидемиологических мер.

Угу, карантин, оцепление восками эпидемического очага, ударные дозы нейролептиков, изоляция больных завистью и контактировавших с завистниками . Жуть!
Боже, храни Россию (Украину) от подобных экспериментов и экспериментаторов!

М.Кляйн и З.Фрейд обращая внимание на появление зависти у детей не в коем случае не рассматривали ее как некий недуг подлежащий устранению. Хотя они и описывали ряд патологических отклонений основанных на зависти к пенису, зависти к груди, тем не менее, они рассматривали наличие переживаний зависти как необходимый и неустранимый этап человеческого онтогенеза.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
adada
Пользователь
Сообщения: 1448
Регистрация: 23.03.2005
Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
СообщениеДобавлено: Чт Окт 05, 2006 18:00 Ответить с цитатой

Квадрат Малевича писал(а):
...наличие переживаний зависти как необходимый и неустранимый этап человеческого онтогенеза.

'Квадрат Малевича', по существу Ваших специальных взглядов пускай высказывается администрация, я же отмечу тот несомненный факт, что у Вас есть несомненно полезные навыки обращения к аудитории, выразившиеся в данном случае в употреблении двух замечательных оценок чувства зависти: необходимое и неустранимое! Улыбаюсь, шучу

Но неустранимость покуда установлена исключительно де-факто, а необходимость продолжает дискутироваться, хотя и все более положительно. Из чего следует, по части теории сама терапия зависти уже не Синдерелла-Золушка, но еще хромоножка, которой серьезные психологи не выдают талончика на хрустальные ботики...

Хорошо, для упорядочения дискуссии предлагется говорить не о лечебной, а о корректирущей инвидиотерапии!
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Квадрат Малевича
Пользователь
Сообщения: 789
Регистрация: 10.07.2006
СообщениеДобавлено: Пт Окт 06, 2006 09:35 Ответить с цитатой

adada писал(а):
Хорошо, для упорядочения дискуссии предлагается говорить не о лечебной, а о корректирущей инвидиотерапии!

Встречное предложение: в качестве рабочего термина можно взять "патологическую работу зависти". Тогда неудобная "положительность" не так часто будет заявлять о себе. Улыбаюсь, шучу

На мой взгляд, в теме зависти существенны следующие аспекты:
1. Желание (что?, зачем?)
2. Неудовлетворимость желания (почему?)
2. Осознанность/неосознанность желания.
3. Способы достижения желаемого.
4. Собственное этическое отношение к зависти.
5. Способность терпеть фрустрирующее переживание зависти (сила Я).
6. Взаимосвязь зависти с ревностью и соперничеством.
7. Характер социальных взаимоотношений завистника с завидуемым.

В качестве вольных размышлений.
Наиболее сильное коррегирующее (лечебное) влияние на зависть оказывает любовь (в широком смысле слова, т.е. сострадание, симпатия и пр.). Желание при этом не устраняется, но оно находит свое специфическое удовлетворение. Т.е. если между двумя индивидами возникает отношение любви, то они становятся в определенном смысле частью друг друга и удовлетворение желания одного есть одновременно удовлетворение желания другого ("Мне хорошо, когда тебе хорошо").
Что-то подобное имеет место и в описываемых психоаналитиками взаимоотношениях ребенка с родителями. Например, эдипальное желание мальчика занять место отца и его зависть к привилегированному положению отца, его взрослым возможностям положительно разрешается при идентификации его с отцом ("Мы с тобой одной крови" Улыбаюсь, шучу ). Психоаналитики также установили зависимость: идентификация ребенка происходит с той фигурой, которая больше всего оказывает на него фрустрирующее воздействие. Т.е. обезопасить себя от мучительной зависти, соперничества и ревности ребенок может полюбив родителя и отождествившись с ним (включив в себя родителя).
Верующие люди часто говорят о любви к богу. Скорее всего это результат именно монотеизма. У меня возникла мысль, что любовь к богу - это изощренная месть божеству за его тотальную власть над индивидом. То от чего нельзя избавиться, можно полюбить. Улыбаюсь, шучу

Делать ставки на любовь, как на универсальный корректор неудовлетворимого желания и зависти, конечно же не стоит. (Любовь как правило слабо подвержена произвольности). Потому здесь вступают в дело всевозможные социальные регуляторы (мораль, этика, закон). Одним из таких социальных смягчителей является т.н. "белая зависть" (Типа: "Я тебе завидую, но (немыслимое дело!) люблю")
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
adada
Пользователь
Сообщения: 1448
Регистрация: 23.03.2005
Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
СообщениеДобавлено: Пт Окт 06, 2006 11:14 Ответить с цитатой

Квадрат Малевича писал(а):
...в теме зависти существенны следующие аспекты...

Поскольку далее пойдет речь о любви, позвольте присоединить к Вашему списку проблему категорирования зависти в иерархии эмоций.

Дело в том, что далеко не все авторы включают любовь в число базовых эмоций (так, в списке из 14 иностранных авторов, извлеченных из сети и помещенных на ададе, это делают, т.е. включают, только трое, Arnold, James и Watson). Не исключено, что любовь является менее "основательным" чувством, нежели зависть, и в силу этого как инструмент не таким уж и эффективным, точнее -- поверхностным, способным снять симптом, не проникая вглубь.

А уж если поднапрячься и отнести к базовым саму зависть -- тогда вообще дело любви труба! Улыбаюсь, шучу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Квадрат Малевича
Пользователь
Сообщения: 789
Регистрация: 10.07.2006
СообщениеДобавлено: Пт Окт 06, 2006 13:00 Ответить с цитатой

adada писал(а):
…Позвольте присоединить к Вашему списку проблему категорирования зависти в иерархии эмоций.
Дело в том, что далеко не все авторы включают любовь в число базовых эмоций…

Не против. Только вот об "иерархии эмоций" и "базовых эмоциях" ничего не читал. Таковые существуют?
В моем понимании та эмоция, которая обуславливает текущее актуальное состояние человека и есть главная в иерархии. Смена королей-эмоций на троне ментального бытия весьма динамична.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Пт Окт 06, 2006 13:27 Ответить с цитатой

Базовые эмоции существуют (См.: К.Э.Изард Эмоции человека) и не только.
Любовь это чувство, а не эмоция.
А зависть бывает белая и черная, как выразилась вчера на приеме одна тележурналистка Дурачусь
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Квадрат Малевича
Пользователь
Сообщения: 789
Регистрация: 10.07.2006
СообщениеДобавлено: Пт Окт 06, 2006 13:43 Ответить с цитатой

Михаил, Вы тоже заглянули сюда?
Ну щаз всем на орехи достанется Улыбаюсь, шучу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
adada
Пользователь
Сообщения: 1448
Регистрация: 23.03.2005
Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
СообщениеДобавлено: Пт Окт 06, 2006 14:08 Ответить с цитатой

Базовые эмоции существуют?

Существуют психологи, имя им легион, склонные градуировать эмоции,
одни помещая в базу, другие на базу.
Для удобства кое-какие сведения о них засандалены сюда:
http://www.adada.nm.ru/basic_emotions.htm

Давно туда ничего не добавлял, может что-то сейчас новенькое всплывет.

Что касается "цветовых штанов", то зависть молва одевает не только в черные или белые, но и в зеленые, желтые...
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Сб Окт 07, 2006 00:19 Ответить с цитатой

Квадрат Малевича писал(а):
Михаил, Вы тоже заглянули сюда?
Ну щаз всем на орехи достанется Улыбаюсь, шучу

... вот с такой же милой территориальной агрессии начинают многие, а потом трудно остановится.
Ладно, на орехи говорите? Почему только на орехи?
Еще и на дюралевые зубы для орехов. Мне не жалко.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Michaеl
Пользователь
Сообщения: 11599
Регистрация: 04.01.2005
СообщениеДобавлено: Сб Окт 07, 2006 00:21 Ответить с цитатой

Зеленая зависть? Это наверное нечто экологическое? А желтая это когда китайцы видят карту Дальнего Востока?
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
adada
Пользователь
Сообщения: 1448
Регистрация: 23.03.2005
Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
СообщениеДобавлено: Сб Окт 07, 2006 13:13 Ответить с цитатой

Я же не с потолка беру, а с ...грунта, с адады!
Цитата:
Другие символы зависти - скорпион, "дурной глаз" и зеленый цвет ("зеленая зависть"). В английской идиоматике зеленый означает незрелость, а также это цвет зависти и ревности ("Чудовище с зелеными глазами", - говорил Яго о ревности, обращаясь к Отелло). (Тресиддер.)
Цитата:
E. Heimendahl считает, что экстремальные, неумеренные свойства желтого цвета делают его символом зависти и лицемерия. (Обухов.)
Цитата:
Две лишь в мире краски не поблекли:
В желтой - зависть, в красной - нетерпенье. (Мандельштам.)
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Троглодит
Пользователь
Сообщения: 1558
Регистрация: 28.04.2005
СообщениеДобавлено: Сб Окт 07, 2006 16:33 Ответить с цитатой

Michael писал(а):
Базовые эмоции существуют (См.: К.Э.Изард Эмоции человека) и не только.
Любовь это чувство, а не эмоция.

Если выделяем базовые потребности, то справедливо выделять и базовые чувства... можно и не выделять, т.к. не всегда это нужно...
Можно выделить всего лишь одну потребность - жить. В этом случае выделяется всего два чувства: положительное и отрицательное. Все остальное - разновидности и к базовым их относить может быть и не стоит.

Я тут понадергал отовсюду:
Цитата:
Чувства по Рубенштейну - субъективная форма существования потребностей.

Цитата:
Нередко слова "эмоция" и "чувство" употребляются как синонимы. В более узком смысле эмоция - это непосредственное, временное переживание какого-нибудь больее постоянного во времени чувства.

Цитата:
Чувство - эмоциональное состояние человека и психический процесс, имеющий свою динамику и изменения

Michael писал(а):
А зависть бывает белая и черная, как выразилась вчера на приеме одна тележурналистка Дурачусь
Белая - когда человек стремиться достичь новых высот.
Черная - когда стремится принизить заслуги более успешного, и т.д.
Черную можно уже делить, как угодно по цветам. Важно, что черная зависть деструктивна...
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Троглодит
Пользователь
Сообщения: 1558
Регистрация: 28.04.2005
СообщениеДобавлено: Сб Окт 07, 2006 17:49 Ответить с цитатой

Квадрат Малевича писал(а):
... В моем понимании та эмоция, которая обуславливает текущее актуальное состояние человека и есть главная в иерархии. Смена королей-эмоций на троне ментального бытия весьма динамична.
Субъективно, для завидующего человека - да, так и есть. Согласен.
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему
Страница 1 из 2 На страницу 1, 2  След.

Мир Психологии

Главная | О проекте | Баннерообмен | Реклама на сайте
Обратная связь | Копирайт | Партнерство | Баннеры

Psychology 100

Powered by phpBB © 2001-2003 phpBB Group | Время Московское