Автор |
Сообщение |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Вс Окт 08, 2006 07:57 |
|
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Вс Окт 08, 2006 09:15 |
|
|
Мне тоже пришлось на первую ссылку ссылаться, поскольку в свое время не нашел доступа к исходной статье:
Ortony, A., & Turner, T. J. (1990). What's basic about basic emotions? Psychological Review, 97, 315-331.
А статью корейского профессора, спасибо, придется почитать, хотя сделать это с ее пестрыми картинками будет непросто...
|
|
|
|
|
 |
ТроглодитПользователь
Сообщения: 1558 Регистрация: 28.04.2005
|
|
Добавлено: Вс Окт 08, 2006 12:00 |
|
|
Квадрат Малевича писал(а): |
... Т.е. обезопасить себя от мучительной зависти, соперничества и ревности ребенок может полюбив родителя и отождествившись с ним (включив в себя родителя). |
Интересная мысль.
Квадрат Малевича писал(а): |
Делать ставки на любовь, как на универсальный корректор неудовлетворимого желания и зависти, конечно же не стоит. (Любовь как правило слабо подвержена произвольности). |
Делать ставки на любовь в этом случае, действительно, не стоит. Описанный вами процесс защиты - слияние, а не любовь. В слиянии нет границ, нет разделения на "Я" и "Он", следовательно нет чувствительности к другому, нет учета его потребностей, потому что и другого нет... Слияние приводит к разрыву контакта, к еще большей зависти и к ненависти... к невротической зависимости уже обратного любви знака...
"Я люблю и ненавижу тебя"(с)
Может быть для преодоления зависти лучше расширить диапазон характеристик, по которым клиент определяет свою успешность/неуспешность по отношению к другому?... Обязательно найдется то, в чем завидующий более успешен.
Например:
1. Он богат, но у меня значительно лучше здоровье.
2. Она высока и стройна, но у меня есть семья, деньги.
... и т.д.
Нужно что-то, что поднимет значимость клиента в собственных глазах.
Наткнулся еще на одно определение зависти:
Зависть - реакция на чужие мечты.
http://www.efimir.ru/index.php?article=193
|
|
|
|
|
 |
Квадрат МалевичаПользователь
Сообщения: 789 Регистрация: 10.07.2006
|
|
Добавлено: Вс Окт 08, 2006 19:37 |
|
|
Троглодит писал(а): |
Может быть для преодоления зависти лучше расширить диапазон характеристик, по которым клиент определяет свою успешность/неуспешность по отношению к другому?... Обязательно найдется то, в чем завидующий более успешен…
Нужно что-то, что поднимет значимость клиента в собственных глазах. |
Думаю, что это наиболее соответствует термину «коррекция». Т.е. сама зависть не устраняется полностью, но смягчается, поправляется и затушевывается.
Мне больше нравится точка зрения, которую Вы высказали выше о необходимости актуализации и удовлетворении потребности. Очень часто приходится наблюдать людей, которые выказывают все признаки зависти, но при этом горячо утверждают, что они ни в коем случае не завидуют. Это социальные привнесения: во-первых завидовать нехорошо, во-вторых трудно признать, что я завидую другому и тем самым повысить его социальный статус. Такое отрицание зависти часто мешает и осознаю самой потребности. Если же потребность все-таки осознается, то негативный эмоциональный фон зависти также мешает творческой работе по нахождению путей удовлетворения потребности.
Так что осознание и еще раз осознание. За завистью скрывается желание, а желание – это именно то, что человеку как живому существу надо для благополучной жизни. Это именно его желание. Если женщина завидует дорогой шубе подруги, то за этой завистью может скрываться желание быть привлекательной и желанной для мужчин, за этим в свою очередь может скрываться желание любви в которой она испытывает нехватку, недостаток. Важно осознать это, оценить возможно ли удовлетворение данного глубинного желания покупкой дорогой шубки или найти более адекватные пути получения того в чем есть недостаток.
Троглодит писал(а): |
Зависть - реакция на чужие мечты. |
Я бы перефразировал это выражение так: зависть отражение своей мечты в реализованных чужих мечтах.
Очень хорошо написала о мечтах В.Сатир. К сожалению никак не могу найти оригинальную цитату, так что воспроизвожу по памяти.
Мечтам принадлежит важное место. Мечты продвигают нас к дальнейшему развитию и достижениям. К сожалению очень многие отворачиваются от своей мечты и мало используют то что в них заложено. "Она невозможна, я никогда не смогу ее осуществить. Да, и в конце концов, все пустое, детские бредни, розовые сказки..." Наверное у каждого есть то желанное, что давно было упрятано в чулан, заброшено тряпками проблем и суеты дней и даже забыто. Многие заставили себя забыть. Очень грустно видеть людей отвернувшихся от своей мечты Вспомните есть ли у вас забытая мечта и почувствуйте ее. В вашей мечте заложено нечто любимое, родное и сокровенное, что позволяет почувствовать радость от жизни. Это потому что мечта ВАША. И время еще не ушло и не исчезла возможность для осуществления мечты. Настоящие мечты отличаются тем, что смыл их не теряется со временем. Они всегда готовы подарить вам радость, когда вы обратите на них внимание. Всегда какую-то часть мечты можно осуществить прямо сейчас. Осуществляйте свои мечты по мере возможности. Вы будете постоянно чему-то учиться, что-то узнавать, когда будете помнить о своей мечте. Я надеюсь, что вы не дадите своим мечтам умереть.
Вот это и есть настоящая этиологическая терапия зависти. Лично я сейчас ставлю точку и спешу в кровать исполнить свою мечту выспаться за неделю.
|
|
|
|
|
 |
ТроглодитПользователь
Сообщения: 1558 Регистрация: 28.04.2005
|
|
Добавлено: Вс Окт 08, 2006 21:11 |
|
|
Квадрат Малевича писал(а): |
... Думаю, что это наиболее соответствует термину «коррекция». Т.е. сама зависть не устраняется полностью, но смягчается, поправляется и затушевывается. |
Думаю, что вы правы т.к. фигурой может становится не человек с общим отношением к нему клиента, а отдельные качества, вызывающие зависть или гордость... В этом случае будет 2 чувства сменяющих друг друга: зависть и гордость...
Квадрат Малевича писал(а): |
... Очень часто приходится наблюдать людей, которые выказывают все признаки зависти, но при этом горячо утверждают, что они ни в коем случае не завидуют.... Такое отрицание зависти часто мешает и осознаю самой потребности. ... |
Вспомнилась "Парадоксальная теория измениний"...
Квадрат Малевича писал(а): |
... Важно осознать это, оценить возможно ли удовлетворение данного глубинного желания покупкой дорогой шубки или найти более адекватные пути получения того в чем есть недостаток. |
Да, так.
Квадрат Малевича писал(а): |
Троглодит писал(а): |
Зависть - реакция на чужие мечты. |
Я бы перефразировал это выражение так: зависть отражение своей мечты в реализованных чужих мечтах.
Настоящие мечты отличаются тем, что смыл их не теряется со временем.
Они всегда готовы подарить вам радость, когда вы обратите на них внимание. Всегда какую-то часть мечты можно осуществить прямо сейчас. Осуществляйте свои мечты по мере возможности. Вы будете постоянно чему-то учиться, что-то узнавать, когда будете помнить о своей мечте. Я надеюсь, что вы не дадите своим мечтам умереть.
Вот это и есть настоящая этиологическая терапия зависти. |
А если окажется, что мечта не настоящая?... Если ценность того, о чем мечтает человек - принята когда-то, как интроект?... Вот тогда зависть - реакция на чужие мечты. ... Достижение чужих, внушенных целей внутренне мотивировано слабо и, возможно, в этом причина их недостижимости. Тем не менее убеждение в ценности... заставляет завидовать тем, кто достиг....
Тогда путь к избавлению от зависти в нахождении истиной мечты и ее воплащению?... Может так?
Квадрат Малевича писал(а): |
Лично я сейчас ставлю точку и спешу в кровать исполнить свою мечту выспаться за неделю.  |
|
|
|
|
|
 |
Квадрат МалевичаПользователь
Сообщения: 789 Регистрация: 10.07.2006
|
|
Добавлено: Пн Окт 09, 2006 22:25 |
|
|
Троглодит писал(а): |
Вспомнилась "Парадоксальная теория измениний"... |
А это что за теория?
Троглодит писал(а): |
Тогда путь к избавлению от зависти в нахождении истиной мечты и ее воплощению?... |
Так и есть.
У замечательного юмориста А.Кнышева есть «Рейтинг 200 удовольствий». Под номером 61 читаем следующее: «приятное ощущение в момент зарождения чьей-либо жгучей зависти к вам»
и еще под № 132: «сладостно-радостное ощущение реванша при встрече с человеком, некогда бывшим объектом вашего восхищения (уважения, зависти, униженного преклонения, мучительной зависимости), и ставшим теперь в силу смены обстоятельств (служебного положения, возраста, здоровья), - ненужным, неважным, обойденным, использованным, попользованным, вытесненным на обочину общественной жизни, утратившим былую внешнюю привлекательность, и в силу своей слабости вызывающим у вас комфортное, снисходительно-презрительное ощущение собственного превосходства, сочувственной покровительственности и приятной брезгливости, а посему возбуждающим желание встречаться с ним вновь и вновь»
Т.е. человек не только неизбежно сталкивается в жизни с завистью, но более того, она даже порой культивируется в обществе. Оказывается некоторым людям приятно вызывать зависть других к себе. Так что с мечтами о широкой профилактике зависти в популяции человеков пожалуй стоит расстаться. Думаю нужно оставить человекам человеческое и в практической деятельности скромно работать с темы индивидами, кто действительно хочет реализовать свои желания.
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Вт Окт 10, 2006 09:54 |
|
|
Квадрат Малевича писал(а): |
Так что с мечтами о широкой профилактике зависти в популяции человеков пожалуй стоит расстаться. Думаю нужно оставить человекам человеческое... |
Слишком человеческое!..
Я примерно так и полагал, когда открывал тему, но мои соображения были основаны скорее на философских трудах, в частности, они укрепились после того, как удалось познакомиться с трудом Макса Шелера "Рессентимент в структуре моралей", в котором он оспаривает экстравагантные выводы Ф. Ницше.
Цитата: |
"В жизни великих людей легче найти кризисные времена, когда любовь и зависть по отношению к другим людям, наделенным выдающимися достоинствами, вновь и вновь сменяли друг друга, и лишь через некоторое время что-то одно брало верх и укреплялось. Именно эту сигуацию имел в виду Гёте, когда говорил: «Против превосходства другого нет иного спасительного средства, кроме любви». В отношении Антонио к Тассо в третьем действии второго акта он как раз и рисует такое переменчивое состояние. Между Марио и Суллой, Цезарем и Брутом разыгрывается то же самое. Помимо этих все же достаточно редких случаев экзистенциальной зависти существуют более или менее распространенные, прежде всего врожденные, естественные и характерные свойства индивидов и групп, которые обычно вызывают ресентиментную зависть: красота, высокий статус расы, передаваемые по наследству ценные черты характера; такая зависть сильнее, чем зависть к чужой собственности, сословной принадлежности, к имени, чести. Именно для этих видов зависти характерно иллюзорное обесценивание позитивных ценностей, вызывающих зависть. Но об этом речь пойдет ниже.
Во всех перечисленных случаях происхождение ресентимента связано с особого рода установкой на ценностное сравнение самого себя с другими, которое нуждается в отдельном небольшом исследовании. Мы постоянно сравниваем нашу собственную ценность вообще или какое-нибудь из наших качеств с ценностными качествами других людей; такие сравнения делает каждый — благородный и подлый, добрый и злой.
...
Если сознание того, к чему именно мы в состоянии стремиться, ограничивает наше ценностное сознание — как, например, в старости по отношению к ценностям, к которым может стремиться только молодость, — или если предметное содержание наших стремлений накладывается на содержание нашего ценностного сознания, то в принципе уже начался процесс принижения всех ценностей до нашего фактического состояния, естественным концом которого является дискредитация мира и всех его ценностей. Только своевременный акт «отречения» освободит нас от этой тенденции к самообману, только он позволит нам «не завидовать» тогда, когда «стремиться» мы уже не способны. Доказательством того, что наше ценностное сознание не зависит от желания и от способности желания, служит и следующее: извращенные желания (например, извращения инстинкта питания, полового влечения, сладострастное стремление к боли и страданиям и т. д.) не обязательно сопровождаются извращением ценностного сознания.
...
Подлинная нравственность покоится на вечном ранговом порядке ценностей и соответствующих ему аксиоматически ясных законах предпочтения, которые столь же объективны и столь же «очевидны», как и истины математики." |
Прошу прощения за объемистое цитирование, просто именно этим идеям хотелось бы найти -- и было найдено -- подтверждение со стороны психологического социума!
К сожалению, все это не объясняет глубокой, практически физиологической укорененности (которая вполне позволяет отнести его к личностно базовым) феномена зависти в природе человека...
|
|
|
|
|
 |
ТроглодитПользователь
Сообщения: 1558 Регистрация: 28.04.2005
|
|
Добавлено: Ср Окт 11, 2006 11:42 |
|
|
Квадрат Малевича писал(а): |
Троглодит писал(а): |
Вспомнилась "Парадоксальная теория измениний"... |
А это что за теория? |
http://migip.ru/pti.html
|
|
|
|
|
 |
|
|
 |
Страница 2 из 2 |
На страницу Пред. 1, 2 |
|
|