Автор |
Сообщение |
ТроглодитПользователь
Сообщения: 1558 Регистрация: 28.04.2005
|
|
Добавлено: Пн Июн 05, 2006 13:26 |
|
|
kiunga писал(а): |
Троглодит писал(а): |
.... математикой, которая моделирует процессы происходящие в реальном мире отбрасывая их содержание? ... |
а действительно, интересно обсудить: к какому минимальному количеству "сущностей" можно было бы свернуть поведение человека, чтобы получить мало-мальски приемлемую модель? |
|
|
|
|
|
 |
A AПользователь
Сообщения: 1469 Регистрация: 05.09.2005
|
|
Добавлено: Пн Июн 05, 2006 13:29 |
|
|
мало-мальски приемлемая модель - матрица стимул-реакция.
1 измерение - набор стимулов
2 измерение - набор реакций
значения в ячейках - вероятности реакций на заданный стимул.
|
|
|
|
|
 |
ТроглодитПользователь
Сообщения: 1558 Регистрация: 28.04.2005
|
|
Добавлено: Пн Июн 05, 2006 13:40 |
|
|
A A писал(а): |
мало-мальски приемлемая модель - матрица стимул-реакция.
|
А как учесть внутреннюю активность?
|
|
|
|
|
 |
A AПользователь
Сообщения: 1469 Регистрация: 05.09.2005
|
|
Добавлено: Пн Июн 05, 2006 13:42 |
|
|
а это уже не мало-мальски
|
|
|
|
|
 |
kiungaПользователь
Сообщения: 71 Регистрация: 30.05.2006
|
|
Добавлено: Пн Июн 05, 2006 13:46 |
|
|
Троглодит писал(а): |
А как учесть внутреннюю активность? |
вот-вот. как без идеалистических штучек "оживить" собаку Павлова? она же без внутреннего драйва так и помрет дожидаясь внешнего радражителя.
|
|
|
|
|
 |
A AПользователь
Сообщения: 1469 Регистрация: 05.09.2005
|
|
Добавлено: Пн Июн 05, 2006 13:49 |
|
|
тогда начинайте с цели моделирования.
прикладной. конкретной.
исходя из целей - необходимо выявить значимые факторы, проанализировать связи... подобрать адекватные модели, описывающие каждый из факторов...
не надо создавать всеобщую теорию всего.
|
|
|
|
|
 |
moishaТехнический директор
Сообщения: 28200 Регистрация: 25.09.2002 Откуда: Moskau
|
|
Добавлено: Пн Июн 05, 2006 13:56 |
|
|
как без идеалистических штучек "оживить" сабаку Павлова - было подробно описано в книжке "перевод с американского" 30-летней давности
подробно описывался процесс создания домашнего робота на колёсиках, живущего в гнезде, умеющего находить пищу, поддающегося дрессировке и т.д.
как раз в те времена брал эту книгу в Бирюлёво в районной библиотеке
названия и аффтора не помню
Как Самому Сделать Робота, кажется...
YESSS !!!
Цитата: |
Перевод книги на русский язык был выпущен издательством "Мир": Д. Хейзерман "Как самому сделать робот", из-во "Мир", Москва 1979 |
http://jtdigest.narod.ru/kollection/baster/baster.htm
первые же программы, беседуя с которыми при помощи фигни, несколько напоминающей ICQ :-), человек не мог определить, кто с другого конца провода - человек или машина - были созданы полсотни лет назад
так что децкие ваши вопросы вызваны элементарным невежеством в вопросах истории науки и техники :-)
http://elementy.ru/trefil/21223?context=21338
|
|
|
|
|
 |
ТроглодитПользователь
Сообщения: 1558 Регистрация: 28.04.2005
|
|
Добавлено: Пн Июн 05, 2006 14:11 |
|
|
"Нет нужды говорить, что сегодня ни одна машина не может даже близко подойти к тому, что пройти тест Тьюринга, хотя некоторые из них весьма неплохо работают в очень ограниченной области".
См. там же
"По мнению Сирла, это показывает, что даже если машина прошла тест Тьюринга, это еще не значит, что она разумна и обладает интеллектом".
Там же.
Однако там же есть и возражения...
Каждая психологическая теория - модель поведения. На мой взгляд, одна из самых достойных моделей, учитывающая активность, вот в этой книге:
http://books-5.jober.ru/book84758
Последний раз редактировалось: Троглодит (Пн Июн 05, 2006 14:44), всего редактировалось 1 раз
|
|
|
|
|
 |
kiungaПользователь
Сообщения: 71 Регистрация: 30.05.2006
|
|
Добавлено: Пн Июн 05, 2006 14:43 |
|
|
т-т-т-т, сейчас не туда пойдем. робота может создать каждый, можно тамагочи купить или сониковскую собачку. дело в том, что робот, внешне во многом напоминающий поведение прототипа может основываться на совершенно иных алгоритмах и принципах. вон одних только алгоритмов поиска жертвы у хищников выявлено скажем так "несколько".
не надо точную модель поведения человека, из-за слова точная как раз и подеремся. многие значения в той же математике определяются при разложении и незначимыми членами можно принебречь, если они только мешают.
понятие ранговости объясняет в поведении человека многое. но, естественно, далеко не все. поэтому эта составляющая модели принимается как значимая.
а что еще?
А А, уважаемый, я не пытаюсь создать всеобщую модель. я сам обычно критикую создателей всеобщих моделей всего сущего. давайте целью моделирования будет взаимодействие внутри некой группы. ранговость индивидуумов при этом использовать удобно. думаю удобно. каждый из членов группы на момент ее создания обладает неким фактическим уровнем в изначальной иерархии (допустим все равны) и желаемым. начинаются изменения ранговости. вероятно, что наибольшие несоответствия между желаемым и фактическим рангом приводят к наибольшим конфликтам и т.д.
про ранговость и иерархии говорится очень много. тут можно особо и не углубляться. но ведь сама борьба за ранг предполагает наличие цели и необходимость взаимодействия (или противодействия) с другими членами группы. это возможно лишь при получении информации о личной цели и целях других. причем эта информация не может быть исчерпывающей....
вот в задаче и спрашивается, как на основании этой всегда неполной информации принимаются "правильные" решения, приводящие к повышению ранга отдельных членов группы, ну и далее, отдельные группы выходят вперед....
|
|
|
|
|
 |
ТроглодитПользователь
Сообщения: 1558 Регистрация: 28.04.2005
|
|
Добавлено: Пн Июн 05, 2006 15:07 |
|
|
kiunga писал(а): |
... вот в задаче и спрашивается, как на основании этой всегда неполной информации принимаются "правильные" решения, приводящие к повышению ранга отдельных членов группы, ну и далее, отдельные группы выходят вперед.... |
Неполная информация достраивается по аналогии с опытом и способом, который тоже берется из опыта.
|
|
|
|
|
 |
A AПользователь
Сообщения: 1469 Регистрация: 05.09.2005
|
|
Добавлено: Пн Июн 05, 2006 15:12 |
|
|
kiunga, спасибо, интересная постановка...
На первый взгляд выхватываются сущности:
1. Группа
1.1. Цели группы
1.2. Пространство состояний группы (описывает как совокупность состояний членов группы, так и состояние группы в целом)
2. Индивидуум
2.1.Ранг фактический
2.2.Ранг желаемый
2.3. Открытые для передачи цели(потребности)
2.4. Неосознаваемые/недекларируемые/скрытые цели (потребности)
3. Поведение (взаимодействие)
3.1. Получение информации о целях других
3.2. Конфликт (направлен на изменение состояния визави)
3.3. Действие (не обязательно конфликт). Переводит группу из одного состояния в другое
3.4. Изменение ранга
над подобающим описанием сущностей надо поработать,
может быть что-то выкинуть, что-то добавить...
|
|
|
|
|
 |
kiungaПользователь
Сообщения: 71 Регистрация: 30.05.2006
|
|
Добавлено: Пн Июн 05, 2006 15:19 |
|
|
Троглодит писал(а): |
Неполная информация достраивается по аналогии с опытом и способом, который тоже берется из опыта. |
не думаю, что во всех случаях. наука все время пытается извлечь "точные" данные, в то время как это всего лишь некая абстракция и иллюзия. вот недавно (2003) были переопределены эталоны науки об измерениях, метрологии -- число Авогадро, килограмм, метр, моль... Не в первый уже раз. и уж точно не в последний.
а человеку вообще свойственна неадекватная оценка. он практически всегда недооценивает или переоценивает. если так, то методы достижения цели должны быть достаточно "дубовыми", чтобы не реагировать на подобный разброс. А из практики мы этого не видим, напротив, методы довольно тонкие и эффективные. Персонаж коллектива, который обладает неправильной и неадекватной информацией, но прилагающий много усилий при реализации своей цели нередко достигает лучших результатов, нежели пассивный персонаж, обладающий более адекватной информацией.
Последний раз редактировалось: kiunga (Пн Июн 05, 2006 15:21), всего редактировалось 1 раз
|
|
|
|
|
 |
ТроглодитПользователь
Сообщения: 1558 Регистрация: 28.04.2005
|
|
Добавлено: Пн Июн 05, 2006 15:20 |
|
|
СУЩНОСТЬ [essence]
Внутреннее содержание предмета, детерминирующее его бытие и выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Сущности обнаруживаются в явлениях.
Свойства сущностей и явлений:
(а) Все сущности организованы и целесообразны.
(б) Все явления организованы и целенаправлены.
(в) По природе сущности и явления являются вероятностными и обладают вариативностью и устойчивостью.
(г) Все сущности и явления активно организованы в вероятностных пространстве и времени и потому обладают определенными вариативностью и устойчивостью, соответствующими их целям.
(д) Сущности и явления находятся в вероятностных иерархических отношениях.
(е) Явления - вероятностные процессы, результат организации сущностей.
(ж) Иерархии сущностей соответствует иерархия ялений.
(з) Вероятностным отношениям сущностей соответствуют вероятностные отношения явлений.
(и) Иерархии сущности и явлений соответствует иерархия механизмов организации их отношений.
Морально обоснованное познание естественных принципов и законов организации отношений сущностей и явлений реальности, а также морально обоснованное использование знаний на практике является главной задачей науки. Результатом познания сущностей и явлений является знание - вероятностные представления о сущностях и явлениях объекта познания. Очевидно, что объект познания и представления о нем - отличающиеся сущности. Чем меньше (в вероятностном смысле) разница между реальными сущностями и явлениями, тем ближе познание к истине. Прогрессивная (вероятностная) методология научного познания позволяет оценить структуру, отдельные компоненты сущностей и явлений изучаемых объектов:
(1) имманентную составляющую, т.е. составляющую, обусловленную внутренними причинами;
(2) составляющую чисто случайных внешних влияний (отношений);
(3) составляющую, связанную с организацией сущностей и явлений;
(4) составляющую, связанную с ошибками процесса наблюдения.
Совокупность сущностей организма человека - иерархия психофизических систем. Совокупности сущностей организма соответствует совокупность соответствующих явлений - функций психофизических систем.(с)
Поведение - скорее процесс, чем сущность. И возможно моделировать нужно процессы, а не сущности.
|
|
|
|
|
 |
ТроглодитПользователь
Сообщения: 1558 Регистрация: 28.04.2005
|
|
Добавлено: Пн Июн 05, 2006 15:31 |
|
|
|
|
|
|
 |
kiungaПользователь
Сообщения: 71 Регистрация: 30.05.2006
|
|
Добавлено: Пн Июн 05, 2006 15:32 |
|
|
пока писал ответ, появились новые посты. А А и Троглодит, спасибо за то, что поддержали. на сегодня, наверное, буду лишь обдумывать уже написанное.
Троглодит писал(а): |
Поведение - скорее процесс, чем сущность. И возможно моделировать нужно процессы, а не сущности. |
совершенно согласен. я противник считать объект исследованным лишь потому, что мы его обозначили и обозвали. И процесс этот интересно исследовать в динамике. не интересно просто назвать облако кучевым или дождевым, интересно понять, почему оно возникло и пойдет ли дождь.
прошу обратить внимание на один момент. все время всплывает термин цель. я все время пытаюсь понять в какой мере у нас присутсвует целеполагание или целеустремленность. С одной стороны без этого вроде никак не получается. с другой стороны мне эти термины непонятны и попахивают идеализмом. Все мы видим белый свет, а его нет. и радуги нет. боюсь, что с целеполаганием что-то такое же похожее. если бы удалось эту часть проанализировать, было бы очень интересно.
|
|
|
|
|
 |
A AПользователь
Сообщения: 1469 Регистрация: 05.09.2005
|
|
Добавлено: Пн Июн 05, 2006 15:43 |
|
|
kiunga писал(а): |
я противник считать объект исследованным лишь потому, что мы его обозначили и обозвали. |
естественно
первый шаг - идентификация, то есть простое называние,
второй - адекватное описание (для целей моделирования - в математических терминах, т.е. скаляр, вектор, тензор, поле, функция, функционал, оператор...)
третий - определение характеристик (вид функции, размерности матриц и векторов,...подбор коэффициентов)
четвертый - моделирование
|
|
|
|
|
 |
МедведеголовыйПользователь
Сообщения: 2615 Регистрация: 28.05.2003 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Пн Июн 05, 2006 16:05 |
|
|
Все зависит от того, что автор подразумевает под "точной" моделью поведения.
|
|
|
|
|
 |
kiungaПользователь
Сообщения: 71 Регистрация: 30.05.2006
|
|
Добавлено: Пн Июн 05, 2006 16:35 |
|
|
давайте про слово "точная" забудем. я его не предлагал, тема появилась из поста в обсуждении и т.д. Драка за трактовку отнимает много времени.
корень из 2 это приблизительно 1.4. Т.е. на самом деле 1.4х1.4=1.96, но большинство людей об этом не задумываются. 1.41 устраивает школьников и студентов, а 1.414 уже устраивает инженеров. давайте найдем хотя бы единицу.
одной ранговости достаточно, чтобы понять, что происходит к группе и что с ней произойдет в некотором будущем? наверное, нет.
|
|
|
|
|
 |
A AПользователь
Сообщения: 1469 Регистрация: 05.09.2005
|
|
Добавлено: Вт Июн 06, 2006 09:16 |
|
|
"Нулевая" модель, пригодная для имитационного моделирования:
1. Индивидуум (i) описывается строго двумя параметрами
1.1.Ранг фактический R(i)
1.2.Ранг желаемый R*(i)
2. Взаимодействие
2.1. Взаимодействие сводится только к ранговым схваткам.
2.2. Ранговая схватка может происходить только между особями с равными текущими рангами (иначе - избегание).
2.3. Ранговая схватка - игра с нулевой суммой, т.е. повышает ранг одной из особей на 1 и одновременно понижает ранг другой особи на 1
3. Роль группы
3.1. Состояние группы описывается степенью неудовлетворенности всех ее членов: N=sum( (R(i)-R*(i))^2 )
3.2. Цель группы - минимизация функции "неудовлетворенности" N .
3.3. Из всех допустимых ранговых схваток между членами группы, в заданный момент времени реализуется наиболее выгодная для грруппы в целом.
|
|
|
|
|
 |
kiungaПользователь
Сообщения: 71 Регистрация: 30.05.2006
|
|
Добавлено: Вт Июн 06, 2006 10:37 |
|
|
ок, все принимается.
что у нас будет происходить при взаимодействии? существуют индивидуумы с R(i) > R*(i) (очень редко), R(i) = R*(i) (редко), R(i) < R*(i) (часто). они взаимодействуют со своими визави, исходы схваток можно более-менее прогнозировать на основании только этих неравенств? в принципе каждая из схваток может быть выиграна или проиграна одним конкретным соперником, независимо от соотношения R(i) и R*(i), но в зависимости от внесенного им вклада в эту схватку ("работа" или "накопленные ресурсы").
Последний раз редактировалось: kiunga (Вт Июн 06, 2006 12:01), всего редактировалось 1 раз
|
|
|
|
|
 |
читаю....Пользователь
Сообщения: 46 Регистрация: 31.05.2006
|
|
Добавлено: Вт Июн 06, 2006 11:27 |
|
|
Цитата: |
а действительно, интересно обсудить: к какому минимальному количеству "сущностей" можно было бы свернуть поведение человека, чтобы получить мало-мальски приемлемую модель?
|
Только не ругайтесь пожалуйста,что влезла в Ваш разговор, может глупость скажу ,но ...
допустим я говорящая собака Павлова и высказываю своё мнение ,про минимальный набор сущностей и модели своего поведения...
Каждый человек из себя что то представляет,имеет набор определенных качеств(обладание),стимул,по другому желание заставляет человека чего то добиваться ,запускает реакцию действия...Тут видно ,что А А в самом начале довольно чётко прописал минимальную модель поведения человека.Матрица стимул-реакция.
Получается такая формула "обладание"="желание"+"действие= "обладание" и так до бесконечности...Только динамика или статика в графике будет ,это уже от темперамента зависит. Если человек ,как говорят в обиходе прожектер и больше ничего- это будет статика...вроде реакция есть ,а толку ноль...Чем обладал ,то в конечном итоге и остается...А вот в динамике если реакция ,тут два варианта: градация или деградация...
Ну примитивно если брать-градация человек захотел чего то добиться ,не важно в какой области,духовной или физической,стал в нужном направлении продвигаться,в результате получил желаемое,или человек чего то захотел , попробовал добитться ,но не срослось ,от разочарования напился ,в результате наутро проснулся с больной головой.Вроде и обладает чем то ,но явно не тем ,чего хотел...Ну это примитивно и грубо , по дилетантски ,извините ,если туплю,Я просто хотела сказать,что А А в этом вопросе дал самое точное определение на мой взгляд ..Вобщем если ,что не то сказала,сотрите и все дела...
|
|
|
|
|
 |
kiungaПользователь
Сообщения: 71 Регистрация: 30.05.2006
|
|
Добавлено: Вт Июн 06, 2006 12:00 |
|
|
Ёшкина кошка, не переживайте, все замечательно, все принесенные мышки принимаются
в принципе "действие" вполне понятно и моделируемо. Можно вспомнить ряд методов, которыми эти "действия" у человека реализуются. Их много, можно их отсортировать как частоприменяемые-не часто, эффективные-малоэффективные...
что с "желаниями" делать? как их формализовать? у кого есть соображения на этот счет?
|
|
|
|
|
 |
ТроглодитПользователь
Сообщения: 1558 Регистрация: 28.04.2005
|
|
Добавлено: Вт Июн 06, 2006 16:14 |
|
|
НЛП - тоже одна из действующих моделей)))
|
|
|
|
|
 |
kiungaПользователь
Сообщения: 71 Регистрация: 30.05.2006
|
|
Добавлено: Вт Июн 06, 2006 16:30 |
|
|
НЛП пускай обсуждают те, кому оно помогло
когда энэлпешники отправят своего человека на Луну да еще на собственной ракете, тогда они лично мне будут интересны. может быть
|
|
|
|
|
 |
ТроглодитПользователь
Сообщения: 1558 Регистрация: 28.04.2005
|
|
Добавлено: Вт Июн 06, 2006 16:45 |
|
|
К другим моделям вы менее требовательны?)))
|
|
|
|
|
 |
|
|