Автор |
Сообщение |
Квадрат МалевичаПользователь
Сообщения: 789 Регистрация: 10.07.2006
|
|
Добавлено: Вт Янв 23, 2007 21:21 |
|
|
Рассуждения о том, что такое инстинкт самосохранения могут показаться резонерскими. Казалось бы, каждый знает о чем идет речь, каждый может дать оценку определенного поведения как «срабатывание инстинкта самосохранения».
Забив словосочетание «инстинкт самосохранения» в любой поисковик можно выйти на десятки страниц с самой различной тематикой (история, экономика, художественная литература, психология, философия и т.д.) Тем удивительнее, что вычленить его строгое научное значение весьма и весьма сложно.
Кто автор термина ИС и есть ли научные работы по прицельному изучению ИС? Говорим ли мы об одном инстинкте или о группе инстинктов? На каком психофизиологическом уровне стоит размещать ИС? Насколько правомочен сам термин ИС?
Если говорить о психологии (психиатрии, психотерапии) то суицидология это та область, где понятие ИС эксплуатируется с большей частотой. Недавно в одной телепередаче посвященной самоубийствам услышал категоричное утверждение: ИС у самоубийц снижается. Казалось бы очевидное утверждение, но не обманчива ли эта очевидность?
|
|
|
|
|
 |
IceLedyПользователь
Сообщения: 1737 Регистрация: 30.11.2005 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Вт Янв 23, 2007 22:19 |
|
|
Цитата: |
Говорим ли мы об одном инстинкте или о группе инстинктов? На каком психофизиологическом уровне стоит размещать ИС?
|
Мне кажется ,стоит разобраться с филогенетическим уровней биологической памяти, а конкретнее с нейрологической составляющей, которая обеспечивает сложный комплекс адаптивного поведения организма, имеющего нервную систему, не стоит забывать про генетическую память, точнее генотипическую память,она то и является основой безусловных врожденных рефлексов, отвечающих за инстинкты,играющих роль в выживании вида. Думаю ИС стоит рассматривать в совокупности с другими инстинктами.
|
|
|
|
|
 |
Квадрат МалевичаПользователь
Сообщения: 789 Регистрация: 10.07.2006
|
|
Добавлено: Вт Янв 23, 2007 23:01 |
|
|
Конечно стоит разобраться с уровнем биологической памяти и основой безусловных рефлексов.
Павлов в свое время разделил сложные безусловные рефлексы на индивидуальные рефлексы (пищевой, оборонительный, исследовательский, рефлекс игры, агрессивный), которые обеспечивают индивидуальное самосохранение особи и видовые (половой, родительский), обеспечивающие сохранение вида.
Здесь у него самосохранение рассматривается даже не в совокупности с другими рефлексами, но как сама совокупность, а потому понятие ИС имеет определенную долю абстракции.
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Ср Янв 24, 2007 13:58 |
|
|
Квадрат Малевича писал(а): |
...вычленить его строгое научное значение весьма и весьма сложно.... |
А то!
"Целостная функция организма, имеющая название, как, например, питание, размножение или даже "самосохранение", разумеется, никогда не бывает следствием единственной причины или единственного побуждения. Поэтому ценность таких понятий, как "инстинкт размножения" или "инстинкт самосохранения", столь же ничтожна, сколь ничтожна была бы ценность некой особой "автомобильной силы", которую я мог бы с таким же правом ввести для объяснения того факта, что моя старая добрая машина все еще ездит." (К.Лоренц).
Тем не менее, нам известно, что "инстинкт самосохранения есть выраженный компонент поведенческого акта (актов) организма, направленные на приспособление к условиям жизни и на выживание и определяемый непосредственно генотипом и экспрессией нейрональных генов." Остается выделить молекулярную составляющую...
|
|
|
|
|
 |
Mike SoloПользователь
Сообщения: 387 Регистрация: 12.01.2005 Откуда: г. Архангельск
|
|
Добавлено: Чт Янв 25, 2007 11:47 |
|
|
Думаю, разместить этот пример имеет смысл, потому как могут вообще не посмотреть -лень искать будет.
Вывод Лоренца Adad ой уже цитировался, но вот сам пример еще более убедительный. Некий инстинкт необходимо расчленять на его составляющие, и тогда сразу понятна ошибочность его антропоморфного характера. Научная ценность самого понятия также в этом случае исчезает. На мой взгляд, продуктивность таких вопросов подобна философски заданным вопросам, которые лишь стимулируют конкретно-научное знание, тогда как сами научного статуса не имеют.
Цитата: |
.4 Если верить во "всемогущество" "безошибочных" инстинктов -- кажется просто парадоксальным, что самке, например, необходимы специальные механизмы торможения, чтобы блокировать ее агрессивность по отношению к собственным детям, особенно новорожденным или только что вылупившимся из яйца.В действительности эти специальные механизмы, тормозящие агрессию, чрезвычайно нужны, потому что животные, заботящиеся о потомстве, как раз ко времени появления малышей должны быть особенно агрессивны по отношению ко всем прочим существам. Птица, защищая свое потомство, должна нападать на любое приближающееся к гнезду животное, с которым она хоть сколько-нибудь соразмерна. Индюшка, пока она сидит на гнезде, должна быть постоянно готова с максимальной энергией нападать не только на мышей, крыс, хорьков, ворон, сорок, и т. д, и т.д., -- но и на своих сородичей: на индюка с шершавыми ногами, на индюшку, ищущую гнездо, потому что они почти так же опасны для ее выводка, как и хищники. И, естественно, она должна быть тем агрессивнее, чем ближе подходит угроза к центру ее мира, к ее гнезду. Только собственному птенцу, который вылезает из скорлупы, она не должна причинить никакого вреда!
Как обнаружили мои сотрудники Вольфганг и Маргрет Шляйдты, это торможение у индюшки включается только акустически. Для изучения некоторых реакций самцовиндюков на акустические стимулы они лишили слуха нескольких птиц посредством операции на внутреннем ухе.
Эту операцию можно проделать только на новорожденном цыпленке, а в тот момент различить пол еще трудно, поэтому среди глухих птиц случайно оказалось и несколько самок. Ни на что другое они не годились, зато послужили замечательным материалом для изучения функции ответного поведения, которое играет столь существенную роль в связях между матерью и ребенком. Мы знаем, например, о серых гусях, что они сразу после появления на свет принимают за свою мать любой объект, который ответит звуком на их "писк одиночества". Шляйдты хотели предложить только что вылупившимся индюшатам выбор между индюшкой, которая слышит и правильно отвечает на их писк, и глухой, от которой ожидалось, что она -- не слыша писка птенцов -- будет издавать свои призывы случайным образом.
Как это часто случается при исследовании поведения, эксперимент дал результаты, которых никто не ожидал, но которые оказались гораздо интереснее, чем ожидалось.
Глухие индюшки совершенно нормально высиживали птенцов, как и до того их социальное и половое поведение вполне отвечали норме. Но когда стали появляться на свет их индюшата -- оказалось, что материнское поведение подопытных животных нарушено самым драматичным образом: все глухие индюшки тотчас забивали насмерть всех своих цыплят, как только те появлялись из яиц! Если глухой индюшке, которая отсидела на искусственных яйцах положенный срок и потому должна быть готова к приему птенцов, показать однодневного индюшонка -- она реагирует на него вовсе не материнским поведением: она не издает призывных звуков; когда малыш приближается к ней примерно на метр, она готовится к отпору -- распускает перья, яростно шипит, -- а как только он оказывается в пределах досягаемости ее клюва -- клюет его изо всех сил.
Если не предполагать, что у индюшки повреждено что-то еще, кроме слуха, то такое поведение можно объяснить только одним: у нее нет ни малейшей врожденной информации о том, как должны выглядеть ее малыши Она клюет все, что движется около ее гнезда, если оно не настолько велико, чтобы реакция бегства у нее пересилила агрессию.
Только писк индюшонка -- и ничто больше -- посредством врожденного механизма включает материнское поведение, одновременно затормаживая агрессию.
Последующие эксперименты с нормальными, слышащими индюшками подтвердили правильность этой интерпретации. Если к индюшке, сидящей на гнезде, подтягивать на нитке, как марионетку, натурально сделанное чучело индюшонка, то она клюет его точно так же, как глухая. Но стоит включить встроенный в эту куклу маленький динамик, из которого раздается магнитофонная запись "плача" индюшонка, -- нападение резко обрывается вмешательством торможения, явно очень сильного, так же внезапно, как это описано выше на примере цихлид и ланей. Индюшка начинает издавать типичные призывные звуки, соответствующие квохтанью домашних кур.
Каждая неопытная индюшка, только что впервые высидевшая цыплят, нападает на все предметы, которые движутся возле ее гнезда, размерами, грубо говоря, от землеройки до крупного кота. У такой птицы нет врожденного "знания", как именно выглядят хищники, которых нужно отгонять. На беззвучно приближающееся чучело ласки или хомяка она нападает не более яростно, чем на чучело индюшонка, но, с другой стороны, готова тотчас по-матерински принять обоих хищников, если они предъявят "удостоверение индюшонка" -- ту же запись цыплячьего писка -- через встроенный микродинамик. Испытываешь ужасное чувство, когда такая индюшка, только что яростно клевавшая беззвучно приближавшегося цыпленка, с материнским призывом распускает перья, чтобы с готовностью принять под себя пищащее чучело хорька, подменного ребенка в самом отчаянном смысле этого слова.
Единственный признак, который, по-видимому, врожденным образом усиливает реакцию на врага, -- это волосяной покров, пушистая поверхность объекта. По крайней мере, из наших первых опытов мы вынесли впечатление, что мохнатые куклы раздражают индюшек сильнее, чем гладкие. В таком случае индюшонок -- он имеет как раз подходящие размеры, движется около гнезда, да еще вдобавок покрыт пухом -- просто не может не вызывать у матери постоянного оборонительного поведения, которое должно столь же постоянно подавляться цыплячьим писком, чтобы предотвратить детоубийство. Это относится, во всяком случае, к птицам, выводящим потомство впервые и еще не знающим по опыту, как выглядят их собственные дети. Их поведение быстро меняется при индивидуальном обучении.
Только что описанный, примечательно противоречивый состав "материнского" поведения индюшки заставляет нас задуматься. Совершенно очевидно -- не существует ничего такого, что само по себе можно было бы назвать "материнским инстинктом" или "инстинктом заботы о потомстве", раз нет даже врожденной "схемы" врожденного узнавания собственных детей. Целесообразное, с точки зрения сохранения вида, обращение с потомством является, скорее, результатом множества эволюционно возникших способов действия, реакций и торможений, организованных Великими Конструкторами таким образом, что все вместе они действуют при нормальных внешних условиях как целостная система, "как будто" данное животное знает, что ему нужно делать в интересах выживания вида и его отдельных особей. Такая система уже является тем, что вообще можно было бы назвать "инстинктом"; в случае нашей индюшки -- инстинктом заботы о потомстве.
К. Лоренц
|
Самосохранение вида и особи?
Как то обсуждал на макроэволюции целесообразность, адаптивности альтруистического и эгоистического поведения? Теперь для себя упрощаю эту и подобные ситуации, снимая многие вопросы одновременно, той позицией, что любое поведение существует лишь постольку, поскольку поддержано отбором.
(Кстати, подскажите как перезарегистрироваться, там вообще не отвечают, пароль забыл - не высылают и не перерегистрируют)
Ну а к описанию человеческого поведения, считаю как и прежде, такая категория как «инстинкт самосохранения» не применима.
|
|
|
|
|
 |
Квадрат МалевичаПользователь
Сообщения: 789 Регистрация: 10.07.2006
|
|
Добавлено: Чт Янв 25, 2007 22:35 |
|
|
К.Лоренц как всегда молодца и с его критикой можно согласиться (хотя, как пониманию, он больше критикует не сам термин «инстинкт», а его примитивное понимание как некоего элементарного врожденного «короткого замыкания»). Но большой ясности он не добавляет.
Допускаю, что рассматривание ИС как сложного рефлекса, или как компонента любой адаптивной реакции», или генетического свойства закрепленного отбором, оправдано. Но на мой взгляд, проблема заключается не столько в том как терминологически безупречно назвать поведенческие феномены традиционно относящиеся к ИС, сколько описать, что же в это время происходит в организме.
Одна из ловушек понятия ИС заключается в его кажущейся «естественности». Но достаточно задаться вопросом: почему живое сохраняет себя? и сохраняет ли? – т.к. жизнь не консерва, а процесс. И ясность понятия ИС исчезает.
Какой ракурс и какой язык наиболее адекватен для описания так называемого ИС?
Mike Solo писал(а): |
Ну а к описанию человеческого поведения, считаю как и прежде, такая категория как «инстинкт самосохранения» не применима. |
А какую категорию можно применить?
|
|
|
|
|
 |
IceLedyПользователь
Сообщения: 1737 Регистрация: 30.11.2005 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Чт Янв 25, 2007 23:04 |
|
|
Научение — совокупность процессов, обеспечивающих приобретение индивидуальной (фенотипической) памяти, вызывающей приспособительную модификацию поведения.
Существует много видов научения.,самым простым является привыкание-по сути это ослабление поведенческой реакци при повторном стимуле. От утомления и истощения отличается тем, что реакцию можно вызвать вновь при изменении стимула. Ярким примером поведенческого привыкания является угасание безусловного ориентировочного рефлекса (или его отдельных компонентов).
Сенситизация - другая форма простейшего научения, выражавщаяся в усилении рефлекторной реакции под влиянием сильного или повреждающего постороннего стимула. Сенситизация — это не просто противоположность привыкания. Она является результатом активации модулирующей системы мозга, возникшей на сильный побочный раздражитель. Усиление рефлекса вызвано изменением функционального состояния организма.
Если брать стереотипы человеческого поведения при угрозе жизни, мне всегда были интересны разновидности этого поведения:кто-то реагирует "замиранием" и ступором, кто-то нападением, кто-то реакцией бегстваи паники. что должно обусловливать такое разное поведение и какое из них более адаптивно?
Что же касается суицидальных случаев, помню из лекций, что это генетически заложенная биосоциальная реакция, реализующая себя в определенных условиях, человек на это идет совершенно сознательно.
Хотелось бы узнать кто кроме Амбрумовой у нас этими вопросами занимался или занимается?
|
|
|
|
|
 |
НинельПользователь
Сообщения: 17674 Регистрация: 19.01.2005
|
|
Добавлено: Чт Янв 25, 2007 23:19 |
|
|
замирают, как мне кажется, которые не знают или не успевают придумать как действовать - шок. т.е. ситуация нова, и ее обработать человек не в силах, и навыков у него нет. т.е. это время как бы на обработку мозгом ситуации - замирание. у одно оно маленькое, у другого больше. и мне кажется, что объяснить после шока, почему я сделал так или иначе иногда трудно. т.е. всплывают какие-то ассоциации и человек пытается покинуть зону агрессии.
сохранение себя это - жить. значит это инстинкт жизни. удовлетворение своих потребностей - это тоже ИС, поиск комфорта, самореализация - поддержание процесса жизни - ИС. извините, не научно.
|
|
|
|
|
 |
Квадрат МалевичаПользователь
Сообщения: 789 Регистрация: 10.07.2006
|
|
Добавлено: Пт Янв 26, 2007 23:31 |
|
|
В реакциях «привыкания» и «сенситивизации» важно брать в фокус внимания именно «функциональное состояние организма» (оно никоим образом не является промежуточным звеном). Т.к. стимулы сами по себе не являются ни «повторными», ни «сверхсильными». Это именно организм распознает их как таковые. Что это за механизмы распознавания и каковы их критерии работы?
IceLedy писал(а): |
кто-то реагирует "замиранием" и ступором, кто-то нападением, кто-то реакцией бегства и паники… какое из них более адаптивно? |
Если брать аффективно-шоковые реакции, то и ступорозная и гиперкинетическая формы достаточно дезадаптивны – они явно проигрывают трезвым и последовательным действиям по выходу из травмирующей ситуации.
IceLedy писал(а): |
Что же касается суицидальных случаев, помню из лекций, что это генетически заложенная биосоциальная реакция, реализующая себя в определенных условиях… |
Вот здорово. А я к своему стыду впервые слышу о суициде как «генетически заложенной биосоциальной реакции». Этот тезис Абрумовой?
IceLedy писал(а): |
Хотелось бы узнать кто кроме Амбрумовой у нас этими вопросами занимался или занимается? |
Кроме Абрумовой на слуху В.Тихоненко, В.Войцех. Да многие наверно (тем более, что матушка РФ занимает 2 место по числу суицидов мире).
Ну и Пермь не отстает (ну, а по моему предвзятому мнению даже опережает )
________________________
По всему видно, что проблема ИС балансирует между узкой и широкой трактовкой ИС.
В узком смысле под ИС понимается ограниченный набор поведенческих реакций срабатывающих в разной степени выраженности экстремальных ситуациях связанных с угрозой скорой смерти организма. Основные реакции – бегство, ступор. Основные внутренние триггеры – боль, страх.
Такая трактовка наиболее популярна, но если с научных позиций вскрывать цели и средства данных реакций, то они неизбежно теряют свою специфику в ряду других поведенческих реакций. В этом случае понятие ИС расширяется вплоть до постановки вопроса об абстрактном статусе ИС.
|
|
|
|
|
 |
LeonПользователь
Сообщения: 3371 Регистрация: 03.12.2003 Откуда: москва
|
|
Добавлено: Сб Янв 27, 2007 00:40 |
|
|
Мне нравится как Квадрат пинает столпы
|
|
|
|
|
 |
Grey_Пользователь
Сообщения: 442 Регистрация: 28.01.2006 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Сб Янв 27, 2007 00:47 |
|
|
Квадрат Малевича,
мне показалось, что желание сохранить специфику ИС в ряду других поведенческих реакций связано с тем, что произнося слова "инстинкт самосохранения" мы вызываем образ другого словосочетания - "страх смерти", что, вероятно, не одно и то же.
Воспринимает ли животное угрозу скорой смерти? Пришлось бы предположить тогда у него наличие представления о собственной смерти. Чтобы кошка убежала от собаки, не достаточно ли ей рефлекторного страха перед более крупным хищником (а не перед угрозой смерти)?
АйсЛэйди
Не расскажете ли, что такое "биологическая память"? Есть ли она у людей? Как мне встретиться с ней в моем собственном опыте и не перепутать, например, с врожденным рефлексом?
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Сб Янв 27, 2007 02:04 |
|
|
Цитата: |
Если брать аффективно-шоковые реакции, то и ступорозная и гиперкинетическая формы достаточно дезадаптивны – они явно проигрывают трезвым и последовательным действиям по выходу из травмирующей ситуации.
|
КМ, Вы напрасно так глубоко уходите в клиническую конкретику, вспомните фильм начала 80-х "Мой американский дядюшка". Речь идет лишь о двух (трех) стандарных стратегиях поведения, вычленявшихся ещё бихевиористами. Убегать, нападать, прятаться. Или Вы хотели рассмотреть эти стратегии на конкретной основе психиатрических классификаций?
Цитата: |
Вот здорово. А я к своему стыду впервые слышу о суициде как «генетически заложенной биосоциальной реакции». Этот тезис Абрумовой?
|
Абрумова - это основоположник отечественной суицидологии, нам с Вами не довелось побывать на её лекциях, а как известно, за слова и контексты лекторов слушатели, ответственности не несут, да и время идет. Насколько я помню то немногое из текстов Абрумовой, что знаю, IceLedy совершенно точно передает авторские термины и выражения.
P.S. Хотя, что это я взялся за адвокатство IceLedy без гонорара ... сам не понимаю
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Сб Янв 27, 2007 08:17 |
|
|
Michael писал(а): |
Пытаюсь представить проявления инстинкта самосохранения у пожилого человека, ожидающего смерти, смирившегося с её неотвратимостью... |
А мне недавно сказали, что последними словами недавно повешенного С.Х. были: "Не бойся..."
+
Интересно, кто-нибудь из присутствующих допускает (не по "вере", а по своим научным убеждениям) возможность существования определенной генетической адресации инстинкта самосохранения 1) у животных, хотя бы у высших, и 2) у человека? Тому, кто ответит на первую часть вопроса положительно, а на вторую -- отрицательно, придется пояснить, как он представляет себе сей эволюционный кунштюк!
|
|
|
|
|
 |
IceLedyПользователь
Сообщения: 1737 Регистрация: 30.11.2005 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Сб Янв 27, 2007 13:50 |
|
|
Сенситизация нейрона- временное усиление его руакции или появление ее на неэффективный стимул , возникший на сильное воздействие(напр,электрический ток) Сенситизацию связывают связывают с активизацией модулирующих нейронов на сильное биологическое воздействие.
Для управления реакцией организма используются пейсмекерные нейроны-водители ритма, представляют собой источники активности мозга, очень пластичны их два вида-в виде нейронной цепи и отдельных нейронов. с помощью пейсмекеров реализуются генетические программы . Благодаря их зависимости от си-наптических влияний они могут обеспечивать более гибкое применение генетических программ в адаптивном поведении.
Амбрумова и независимо от нее Шнейдман пришли примерно к одному заключению, исследуя суицидальное поведение. Их вывод заключается в том, что суицид-это нормальная биосоциальная реакция, которая реализуется в конфликтных ситуациях. Проявлением служит психалгия и сужение когнитивной сферы-тоннельное сознание и часто-сообщение о своем намерении.
все наверное знают, что существуют возрастные пики суицидального поведения и гендерные различия. Суицидов больше в молодом и пожилом возрасте.
среди женщин доминируют одинокие и бездетные. Про патологии(sch и тп вопрос отдельный), но и Амбрумова и Шнейдман говорили, что суицидальное поведени е чаще реализуется у здоровых людей.
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Сб Янв 27, 2007 17:24 |
|
|
Так же забавно, как и закономерно, что суицидологическая лексика акцентуирована на патологии. "Суицидальное поведение", надо же! )
Вообразим "Титаник", который несется к айсбергу, но дело происходит днем, и пассажиры на палубе хорошо это видят. Насколько я понял, поведение бегущего на бак это и есть в глазах психолога образчик "суицидального поведения"? (Если, разумеется, мы исключим тех, кто снует по палубе в состоянии аффекта.)
Предполагаю, что основания инстинкта самосохранения находятся где-то в системе гомеостаза, там, где благом считается сама жизнь как способ существования конкретного белкового тела. В онтогенезе организм приобретает корректирующй опыт того, что благом является не столько жизнь как таковая, сколько ее определенное качество. Подъем на эту ступень требует а) сознания (которое в недискретной форме напрочь отсутствует у животных) б) определенных усилий, величина которых зависит от базовой величины инстинкта (заданного генетически) и в) рассудочного умения управлять высотой порога.
|
|
|
|
|
 |
Квадрат МалевичаПользователь
Сообщения: 789 Регистрация: 10.07.2006
|
|
Добавлено: Сб Янв 27, 2007 20:21 |
|
|
Grey_ писал(а): |
мне показалось, что желание сохранить специфику ИС в ряду других поведенческих реакций связано с тем, что произнося слова "инстинкт самосохранения" мы вызываем образ другого словосочетания - "страх смерти", что, вероятно, не одно и то же. |
Скорее всего в этом и заключается специфичность ИС в узком понимании термина. Подразумевается, что ИС срабатывает при строго определенных условиях. Ежели этих условий нет, он якобы спит. Ну, хорошо, допустим такой пример. Я не переношу квашенную капусту и не ем ее. Если меня запереть на 3 недели в пустой комнате с бочкой квашенной капусты, то вероятность того, что по прошествии этого времени бочка окажется пуста приближается к 100%. Наверное многие оценят это как вступление в силу ИС. Но в случаях когда я просто ем на обед свои любимое пюре с котлетой – это уже не ИС?
Думаю, что страх (наряду с болью) - это механизм включенный в ИС и способный действенно отгонять живое от смерти. Но вот известная дилемма: в ситуации угрозы ДТП водитель сначала пугается, а потом жмет на тормоза или сначала жмет на тормоза, а потом пугается?
Grey_ писал(а): |
Воспринимает ли животное угрозу скорой смерти? Пришлось бы предположить тогда у него наличие представления о собственной смерти. |
Одно точно можно утверждать, что животное, как и человек, способно испытывать неудовольствие и избегать этого неудовольствия. Если даже страх смерти является сугубо человеческим приобретением, то это говорит лишь о хорошо развившихся у него прогностических функциях. Но также кошка, ранее покусанная собакой, способна прогнозировать, что приближение собаки для нее может быть сопряжено с болью.
Michael писал(а): |
Интересно, кто из авторов и когда вводит этот термин - ИС, на смену чему приходит это понятие и вследствие каких причин. |
Мне это тоже любопытно. Знание истории вопроса позволило бы найти те допущения и заблуждения которыми руководствовались авторы и со следствиями которых мы имеем сейчас дело.
Michael писал(а): |
КМ, Вы напрасно так глубоко уходите в клиническую конкретику, вспомните фильм начала 80-х "Мой американский дядюшка". Речь идет лишь о двух (трех) стандарных стратегиях поведения, вычленявшихся ещё бихевиористами. Убегать, нападать, прятаться. Или Вы хотели рассмотреть эти стратегии на конкретной основе психиатрических классификаций? |
Можно и не уходить в клинику. Просто в примере с аффективно-шоковыми реакциями я хотел сказать, что заранее бесперспективно ставить вопрос о том, что лучше для адаптации ступор или бегство. Что лучше для адаптации интроверсия или экстраверсия? Все определяют конкретные условия. В отечественной психологии также есть понятие «индивидуальный стиль деятельности» - человек с учетом своих конституциональных особенностей выбирает тот вариант действий, который приносит максимальный результат именно для него.
Michael писал(а): |
Пытаюсь представить проявления инстинкта самосохранения у пожилого человека, ожидающего смерти, смирившегося с её неотвратимостью, приготовившего "гробовые" деньги и погребальную одежду, а иногда и решившего организационные вопросы на кладбище или с похоронной компанией. |
Вот, вот!
adadal писал(а): |
Интересно, кто-нибудь из присутствующих допускает (не по "вере", а по своим научным убеждениям) возможность существования определенной генетической адресации инстинкта самосохранения 1) у животных, хотя бы у высших, и 2) у человека? |
Я бы еще поставил вопрос так: есть ли варианты когда генетическая адресация (или научение) ИС отсутствуют?
Хорошо бы к списку добавить и простейших. Есть резон говорить о приобретении ИС на определенных этапах эволюции?
Я тоже предполагаю, что основания ИС находятся где-то в системе гомеостаза. Хотя использование здесь понятия «благо» рискует замутнить общую картину. Качество жизни актуально всегда.
В суицидальных действиях можно выделять как реакции сеситивизации , так и привыкания. (Вспомнил рассказы токсикологов о многократных безуспешных попытках своих подопечных свести счеты с жизнью и в голове родилось словосочетание «привычный суицид» )
|
|
|
|
|
 |
Grey_Пользователь
Сообщения: 442 Регистрация: 28.01.2006 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Вс Янв 28, 2007 03:12 |
|
|
Майкл,
научно то, что позволяет получить новые знания.
Представить себе проявления ИС у пожилого человека (если допустить, что ИС был у него ранее), кажется, несложно - он, скорее всего, и после решения орг. вопросов продолжает более или менее осторожно переходить улицу, а если прихватит сердце - вызовет врача.
По поводу многозначности слова "опыт" см. соответствующие словари.
Квадрат Малевича,
возможно, стоит формализовать и постановку вопроса, и поиски подходов. Например, и с современным научным значением понятия "инстинкт" все, вероятно, не так просто.
Самосохранение, а лучше сказать - перманентное воспроизводство себя, вообще является, наряду с размножением, основным содержанием жизни живого существа, и на него "работают" все системы организма - и поддерживающие внутреннюю среду (гомеостаз), и обеспечивающее такое поддержание поведение во внешней среде. Тогда, действительно, "ИС" - просто название для суммы этих программ, суммы, не нуждающейся в отдельной, помимо них, генной заданности.
Или Вы предлагаете присмотреться более внимательно к каким-то отдельным видам поведения - например, к оборонительным?
Что касается суицида, вспомнились основные типы мотивов:
желание умереть (перестать жить), желание убить (себя), желание быть убитым, действующие как порознь, так и совместно.
|
|
|
|
|
 |
IceLedyПользователь
Сообщения: 1737 Регистрация: 30.11.2005 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Вс Янв 28, 2007 15:09 |
|
|
Известный русский суицидолог Г.И. Гордон, автор предисловия к монографии Дюркгейма “Самоубийство”, совершенно недвумысленно писал: “Мы допускаем, стало быть, что при известных условиях каждый из нас может стать самоубийцей независимо от состояния своего здоровья, умственных способностей, окружающих условий жизни и т.д... К реакциям в форме самоубийства способны не только больные и болезненные, но и здоровые души, совершенно нормальные по своим качествам и эмоциям”. Выдающиеся русские психиатры С.С. Корсаков, И.А.Сикорский, Н.И.Баженов, С.А.Суханов и другие в своих работах также отрицали абсолютное тождество самоубийства и душевного заболевания.(с)
Как суицидальное поведение соотносится с ИС и др. ?
|
|
|
|
|
 |
Квадрат МалевичаПользователь
Сообщения: 789 Регистрация: 10.07.2006
|
|
Добавлено: Вс Янв 28, 2007 19:05 |
|
|
Michael писал(а): |
В логике наиболее точным считается родо - видовое определение понятия, но какой род мы сможем назвать ближайшим по отношению к ИС? В чем видовые отличия ИС, от других инстинктов, состоящих в этом роду? Все инстинкты, так или иначе включаются в ИС. |
Grey_ писал(а): |
возможно, стоит формализовать и постановку вопроса, и поиски подходов. Например, и с современным научным значением понятия "инстинкт" все, вероятно, не так просто. Самосохранение, а лучше сказать - перманентное воспроизводство себя, вообще является, наряду с размножением, основным содержанием жизни живого существа, и на него "работают" все системы организма - и поддерживающие внутреннюю среду (гомеостаз), и обеспечивающее такое поддержание поведение во внешней среде. Тогда, действительно, "ИС" - просто название для суммы этих программ, суммы, не нуждающейся в отдельной, помимо них, генной заданности. |
Возможные варианты решений поднятых вопросов я и надеялся услышать.
По всему, мы сходимся в том, что понятие «инстинкт самосохранения» не охватывает всего многообразия поведения в конечном итоге направленного на «сохранение» организма. Это «сохранение» выходит за рамки родового понятия «инстинкт» (на «сохранение» могут быть направлены и приобретенные условнорефлекторные реакции).
Видовые отличия ИС от других инстинктов традиционно связываются с действием сверхсильных раздражителей, таких стимулов как боль и страх. Но сами поведенческие реакции зачастую не представляют качественно отличных реакций. Как правило, это усиление обычных реакций, которые протекают повседневно и снимают напряжение (неудовольствие) не достигающего порога страха или боли – т.е. разница больше количественная.
На мой взгляд, в анализируемом феномене не состоятельны как понятие «инстинкт», так и «сохранение». Но что взамен?
Grey_ писал(а): |
Что касается суицида, вспомнились основные типы мотивов:
желание умереть (перестать жить), желание убить (себя), желание быть убитым, действующие как порознь, так и совместно. |
Если не ошибаюсь, эти положения впервые выдвинул К.Меннингер. Кстати, один из наших в прошлом году закончил ВЕИП и защитил диплом на тему психосоматики в русле тифоаналииза и меннингеровской концепции «органического самоубийства». Были получены интересные результаты того, что у психосоматиков в той или иной степени блокированы суицидальные возможности.
http://www.tiphoanaliz.narod.ru/lit/stati/diplom.html
IceLedy писал(а): |
Как суицидальное поведение соотносится с ИС и др. ? |
К ИС относят боль и страх. Для совершения суицида необходимо преодолеть барьеры боли и страха (не зависимо от того имеется ли душевное расстройство или нет). Известно, также, что для совершения суицида многие искусственно ослабляют боль и страх алкоголем или наркотиками.
|
|
|
|
|
 |
Grey_Пользователь
Сообщения: 442 Регистрация: 28.01.2006 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Пн Янв 29, 2007 01:22 |
|
|
Квадрат Малевича,
что взамен.
У животных - упомянутая сумма программ. У человека, сверх того, человечески специфический психологический мотив - забота о сохранности собственного Я, поскольку человек не мыслит своего существования без него (сумасшествия или "овощного" существования боятся не меньше смерти - и то, и другое означает конец Я)
Посмотрев Вашу ссылку, взялся перечитывать Вагина)...
|
|
|
|
|
 |
IceLedyПользователь
Сообщения: 1737 Регистрация: 30.11.2005 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Пн Янв 29, 2007 02:26 |
|
|
Цитата: |
К ИС относят боль и страх. Для совершения суицида необходимо преодолеть барьеры боли и страха (не зависимо от того имеется ли душевное расстройство или нет). Известно, также, что для совершения суицида многие искусственно ослабляют боль и страх алкоголем или наркотиками.
|
Вы хотел сказать боль страх запускают механизмы ИС? Но ведь психалгия и тоннельное сознание-движущие факторы суициданта.. Насчет алкоголя не поняла? Что касается наркотиков, то известно ,что ЛСД является мощным провокатором суицидального поведения, всвязи с характерными галлюцинациями, что касается опиатов, они напротив приводят к "умиротворенному кайфу" , что вряд ли соотносится с нежеланием жить.
Некоторые исследователи придерживаются мнения, что химические зависимости , в основе которых лежит нарушение инстинкта самосохранения, также являются формами суицидального поведения.
Экстремальные виды спорта и вождение автомобиля в нетрезвом состоянии(автоцид) -это тоже "скрытая тяга к смерти".
|
|
|
|
|
 |
Квадрат МалевичаПользователь
Сообщения: 789 Регистрация: 10.07.2006
|
|
Добавлено: Пн Янв 29, 2007 11:11 |
|
|
Цитата: |
У животных - упомянутая сумма программ. У человека, сверх того, человечески специфический психологический мотив - забота о сохранности собственного Я, поскольку человек не мыслит своего существования без него (сумасшествия или "овощного" существования боятся не меньше смерти - и то, и другое означает конец Я) |
С этим Я не до конца все ясно. Где оно кончается и где начинается, как взаимосвязано со всем организмом? Мотив сохранения Я как буд-то есть. Но в то же время есть и обратные тенденции. С.Гроф предложил термин «эгоцид» (стремление убить в себе Я) подчеркивая его отличие от простого «суицида». Тот же Ю.Вагин в «Эстетике самоубийства» писал о варианте самоубийства мотивированном желанием «восстановления утраченной внутренней гармонии”. В ряде случаев, при аутопуничеких («самонаказанческих») мотивах самоубийства желание искупить вину, является во многом желанием “сохранить лицо”, сохранить или восстановить благопристойность своего Я. Можно также вспомнить и роман А.Беляева «Голова профессора Доуэля», где сохраненное Я профессора отнюдь не радуется своему сохранению.
То же касается и страха сумасшествия (см. А.Сосланд «Счастье от безумия»). В кругу креативных джентльменов быть немного не в себе считается правилом хорошего тона .
Цитата: |
Вы хотели сказать боль страх запускают механизмы ИС? Но ведь психалгия и тоннельное сознание-движущие факторы суициданта.. Насчет алкоголя не поняла? |
Скорее всего страх и боль сами являются механизмами ИС, точнее афферентным звеном запускающим поведенческие защитные реакции.
Что касается соотношения страха смерти и психалгии, то все очень гармонично. Если страх смерти превышает психалгию, то человек остается жить. Если обратное соотношение – то совершает суицид. А механизм един: стремление к удовольствию и избегание неудовольствия.
А алкоголь страх перед опасностью, и в том числе перед смертью, снижает. У меня нет данных о проценте самоубийств в алкогольном опьянении, но думаю, что цифра эта высокая.
Цитата: |
Некоторые исследователи придерживаются мнения, что химические зависимости , в основе которых лежит нарушение инстинкта самосохранения, также являются формами суицидального поведения. Экстремальные виды спорта и вождение автомобиля в нетрезвом состоянии(автоцид) -это тоже "скрытая тяга к смерти". |
Полностью согласен. Слова о скрытой тяге можно даже без кавычек.
|
|
|
|
|
 |
Grey_Пользователь
Сообщения: 442 Регистрация: 28.01.2006 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Пн Янв 29, 2007 22:58 |
|
|
Квадрат Малевича,
не то чтобы вовсе не согласен, но хотел бы уточнить:
эгоцид направлен против сохранения Я - а значит, и против ИС;
самонаказание - стремление убить "плохое Я".
Ну и, конечно, "творческая сумасшедшинка" - это, скорее, стремление расширить свое Я, "попрать оковы стереотипов" и т.п.
|
|
|
|
|
 |
Квадрат МалевичаПользователь
Сообщения: 789 Регистрация: 10.07.2006
|
|
Добавлено: Чт Фев 01, 2007 00:14 |
|
|
Grey_ писал(а): |
Квадрат Малевича,
не то чтобы вовсе не согласен, но хотел бы уточнить... |
Все поправки приняты в первом чтении
________________
Может для решения вопроса об ИС нужно использовать те парадигмы, которые хорошо себя зарекомендовали в разных областях - системный или информационный подход?
Если не "инстинкт", то может "система" или "функция" или "свойство" или феномен проявляющий себя на "границе контакта" со средой?
|
|
|
|
|
 |
Grey_Пользователь
Сообщения: 442 Регистрация: 28.01.2006 Откуда: Москва
|
|
Добавлено: Чт Фев 01, 2007 00:59 |
|
|
Квадрат Малевича,
тогда, может, начать с еще более элементарного - определить, что относим к проявлениям ИС. Тут не все самоочевидно и бесспорно.
|
|
|
|
|
 |
|
|