Автор |
Сообщение |
capitan_bloodНачинающий
Сообщения: 2 Регистрация: 03.02.2011 Откуда: 143
|
|
Добавлено: Чт Фев 03, 2011 16:48 |
|
|
Добрый день.
Изучаю вопрос качественного и количественного различия людей. Иначе говоря, рассматриваю вопрос существуют-ли качественно отличные состояния человеческого разума, определяющие поведение человека. Или эти отличия лишь количественные?
Под концепцией качественного развития подразумевается идея идущая еще с Платона, который делил людей на рожденных соответственно с железом, серебром и золотом в душе (т.е. прирожденные крестьяне, воины и мудрецы).
Как одну из разновидностей этого подхода (качественное различие, но не от рождения) я вижу концепцию Маслоу - новый уровень потребностей выводит личность на качественно новый уровень.
Противоположная концепция количественного различия способности людей. В современной европейской философии, видимо, идет от Локка и его концепции tabula rasa. Иначе говоря способности зависят от социального окружения и воспитания. Потом эту идею развил Маркс. ("Бытие определяет сознание"). В этом же направлении работали и бихевиористы.
Подскажите пожалуйста, какие работы, концепции и идеи можно посмотреть в психологии на эту тему. С удовольствие выслушаю и ваше мнение.
Спасибо.
|
|
|
|
|
 |
capitan_bloodНачинающий
Сообщения: 2 Регистрация: 03.02.2011 Откуда: 143
|
|
Добавлено: Чт Фев 24, 2011 19:28 |
|
|
Жалко, что никто не откликнулся.
Вероятно, либо нечетко сформулирован вопрос, либо тема не актуальна.
Попробую еще раз.
Сначала , чуть больше о себе. Я занимаюсь политической философией. Безусловно затронутая проблема отчасти философская, но меня интересует в первую очередь научные (читай , эмпирические) психологические теории.
Итак, стоит вопрос о сущности человеческой личности и о том , что ее определяет.
Вариант один. Человек tabula rasa все определяет воспитание/условия в которых воспитывается человек. Следствием этого будет способность человека формировать себя. Например концепция Маслоу или "я концепция" Роджерса. В этом же направлении работает и психоаналитическая традиция.
Вариант два. Человека определяют его врожденные способности и особенности его биологической структуры мозга, щитовидка и т.д. Иначе говоря возможности к личнстному росту ограничены биологическими особенностями конкретного человека. С известными оговорками сюда можно отнести бихевиоризм. Предупреждая возражения, я понимаю что даже классическая схема стимул -реакция подразумевает формирование личности под влиянием внешней среды, но , как я понимаю, и бихевиоральном подходе мы никуда не сможем уйти от изначально заданных биологических ограничений конкретного организма. Следовательно личность будет формироваться только в рамках того, что уже дано природой.
Вариант три. Смешанный. Человеческую личность формирует и врожденные способности и внешняя среда На первый взгляд самый простой и очевидный. Однако, в предельном рассмотрении мы неизбежно упремся в вопрос: а где предел в развитии человеческой личности? Что неизбежно отправит нас к первым двум вариантам: либо предел только в желании человека совершенстовать себя (пусть и обусловленном рядом внешних факторов), либо предел изначально задан биологическими особенностями конкретного индивида.
|
|
|
|
|
 |
JuriПользователь
Сообщения: 2654 Регистрация: 03.12.2007
|
|
Добавлено: Чт Фев 24, 2011 22:50 |
|
|
Подложили наседке змеиные яйца.
Сокрушайся, наседка, шуми, возмущайся:
"Что за дети пошли! Настоящие змеи!
Может быть, мы воспитывать их не умеем?"
А змее подложили яйца наседки.
У неё получились примерные детки,
Потому что змея относилась к ним строго.
До чего же ответственна роль педагога!
(Феликс Кривин)
|
|
|
|
|
 |
ЭлПользователь
Сообщения: 1753 Регистрация: 29.01.2006
|
|
Добавлено: Чт Апр 21, 2011 15:32 |
|
|
capitan_blood писал(а): |
Добрый день.
Изучаю вопрос качественного и количественного различия людей. . С удовольствие выслушаю и ваше мнение.
Спасибо. |
Есть две глупости.
Первая это то, что материя первична. Материалисты не правы.
Вторая это то что сознание первично. Идеалисты не правы.
А истина в том, что сознание и материя едины и в то же время находятся в противоречии друг с другом. А вот что первично, а что вторично уже зависит от конкретной рассматриваемой ситуации. Так что в каких то первична материя, в каких то сознание, да и то это смотря с какой точки зрения смотреть. Ибо в этом мире всё относительно. Вот это и есть Диалектика.
Платона я как то не изучал. Я вам лучше напишу о китайской философии, но думаю у Платна все то же самое. Человек рождается с набором пяти качеств, но какое то качество в нём больше. Тогда о нём говорят что он ВОИН.
НО
Если его не поместить в среду где наиболее полно проявится его качество воина, то естественно воином он так и не станет. Если его поместить в крестьянскую среду, то проявятся качества крестьянина. Но лучшим он в этом деле никогда не будет, ибо рождён он воином. Хотя землю пахать будет, но так себе.
НО
Если он попадёт в среду ну самых лучших пахарей, то его конечно научат ну очень хорошо пахать землю, но лучше бы он попал в среду воинов. Ибо только там он был бы по настоящему счастлив, живя в гармонии с собой и миром его окружающим. Поэтому древние целители никогда не стремились переделать человека, он помогали ему найти свое место в жизни, где он бы классно вписался со своими врождёнными достоинствами и недостатками. Это и есть жить в гармонии с окружающим тебя миром.
-------------
Есть только одна абсолютная истина, что абсолютных истин не бывает. Хотя кто его знает, ведь в этом мире все так относительно.
|
|
|
|
|
 |
Белый тигрПользователь
Сообщения: 41 Регистрация: 09.07.2011 Откуда: Брянск
|
|
Добавлено: Сб Июл 09, 2011 12:53 |
|
|
В советской психологии существовала такая теория - теория деятельности.Согласно этой теории деятельность человека определяет его сознание. В процессе деятельности формируются основновные новообразования личности.Отсюда и ответ на ваш вопрос.Если человек занимается мыслительной деятельностью,то у него будет развиваться мышление,если человек занимается физическим трудом у него будут развиваться мускулы.Иными словами человек развивается в том же направлении, в каком направлении развивается его деятельность.Личность и деятельность это корелляты.
|
|
|
|
|
 |
|
|
 |
Страница 1 из 1 |
|
|
|