Автор |
Сообщение |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Пн Сен 25, 2006 23:47 |
|
|
Цитата: |
Другая хорошая модель для этого синдром множественных личностей. Но опять таки победившая личность ничего не знает о проигравшей и страха смерти опять таки нет.
|
Недавно ведь IceLedy писала, что из-за этих множественных личностей у них в ... два профессора переругались Нет их скорее всего, этих личностей.
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Пн Сен 25, 2006 23:53 |
|
|
Цитата: |
мультимодального сознания этот аффект лишь факультативен.
|
Господи, где ж вы их берете эти словеса. Даже поисковик с его возможностями выискивать любые неологизмы и тот не знает, что такое мультимодальное сознание и факультативность аффекта, кроме аффекта в уголовно-правовом смысле слова, конечно.
|
|
|
|
|
 |
AutreНачинающий
Сообщения: 27 Регистрация: 13.03.2006 Откуда: Санкт-Петербург
|
|
Добавлено: Вт Сен 26, 2006 02:40 |
|
|
Квадрат Малевича
если Вам действительно интересны позиции психоанализа на определенные вопросы, я с удовольствием пообщаюсь с вами на интерес. вас темы приватно (через ЛС или ICQ)
желаю успехов и процветания.
adieu!
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Вт Сен 26, 2006 06:02 |
|
|
|
|
|
|
 |
Квадрат МалевичаПользователь
Сообщения: 789 Регистрация: 10.07.2006
|
|
Добавлено: Вт Сен 26, 2006 07:57 |
|
|
Autre писал(а): |
Желаю успехов и процветания. |
Спасибо, Autre!
IСQ у меня нет, а в ЛС Вам я уже написал (в т.ч. и расширенный вариант этого сообщения). Буду признателен, если Вы выскажите в ЛС свое мнение по поводу стиля лакановского психоаналитика и моей детективной истории с Лаканом.
Michael писал(а): |
Господи, где ж вы их берете эти словеса. |
Словеса в основном от adada. Их употребление - есть моя попытка встроиться в его дискурс, а множественные личности (МЛ)- попытка найти какую-то материальную точку опоры от которой можно было бы оттолкнуться (таких точек я предлагал здесь не одну). Если мне не изменяет память, то другое название МЛ - "альтернирующие сознания" (ловите, adada, термин не заезженный и его вполне можно гонять здесь). В том же Каплане и Сэдоке указывается, что расстройство МЛ встречается не так уж и редко, как считалось ранее. Авторы также ссылаются на некое исследование в котором установлена гиперперфузия височной области, когда имеет место один из подвидов личности, но не доминирование основной личности. Что касается спора профессоров, то его интересно было бы услышать (в особенности если один из них диагностировал у пациента МЛ, а второй, компетентно доказал, что это есть, например, банальная истерия). Впрочем, даже если профессора, как и мы, играли лишь словесами, то это тоже интересно было бы послушать…
По поводу "аффекта" соглашусь, что не всегда это понятие можно применять к страху смерти, но тем не менее последний в том числе может протекать и в форме аффекта.
Кстати, вот еще не успел проверить через поисковик, но где-то встречал термин "мультипликационное сознание" в схожем значении с ададовским "мультимодальным сознанием".
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Вт Сен 26, 2006 09:31 |
|
|
Michael писал(а): |
...вот первая, а вторую... |
А вторую, Костандова, я скачал из отличной библиотеки http://www.myword.ru
Надеюсь, Вы там прописаны!
К сожалению, эта книга засандалена в формат WebExe, причем без возможности копирования (что исключает привлечение буфера) и печати (нельзя употребить pdf-принтер), следовательно, ее интеграцию в поисковый индекс уже не выполнить.
Сейчас попробую поискать ее в более доступной для (виви)секций форме.
О неологизмах.
Я их люблю, но стесняюсь этой любви.
А до тех пор пока "мультимодальность сознания" хоть как-то не зарегистрирована за определенным лицом, сей термин вообще употреблять рискованно. И хотя вскоре ищейки его и обнаружат (им нужна примерно неделя, но этот форум, кажется, более энергичен в этом смысле), было бы странно ссылаться на анонима 'Квадрат Малевича'...
Хотя как художественный прием годится, см. у Вербера в "Империи ангелов" -- "Источник: некто во время опроса общественного мнения на улице".
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Вт Сен 26, 2006 13:04 |
|
|
|
|
|
|
 |
Квадрат МалевичаПользователь
Сообщения: 789 Регистрация: 10.07.2006
|
|
Добавлено: Пт Сен 29, 2006 10:14 |
|
|
Перед тем как отправиться за покупкой хомяка черкну еще по страху смерти.
Хотя вопрос о назначении страха смерти для меня решенный, тем не менее, эта тема содержит много интересных аспектов.
Также как " каждый, узнавший в собственном онтогенезе о существовании этого понятия (сознания - прим. КМ), без всякого сомнения начинает эмпирически считать себя наделенным сознанием… " ( © adada), также и в отношении страха смерти каждый в той или иной степени ощутивший страх смерти исходит из одного фундаментального допущения - смерть должна страшить. Мало кто задумывается над простым вопросом - почему. Почему смерть должна страшить? Рациональность здесь скромно расшаркивается и небезосновательно, т.к. ответ лежит не в ее поле.
_____________
Страх - субъективно неприятное переживание. С эволюционной точки зрения остался не затронутым вопрос о развитии психологических защит от страха смерти. Скорее всего они должны были эволюционировать одновременно с эволюцией характера и выраженности страха смерти. Отчасти они ответственны и за цикличность интенсивности страха.
И.Ялом описывает проявление защитных приемом уже с детского возраста. К типичным защитам от тревоги смерти он относит отрицание, исключительность, веру в конечного спасителя, персонификацию смерти, высмеивание смерти, компульсивный героизм и др. Michael ранее подчеркивал роль абстрактного мышления для страха смерти и можно обратить внимание на его безусловную необходимость для такой защиты как персонификация смерти. Т.е. абстрагирование есть уже само по себе отстранение от смерти, а потому оно смягчает страх.
Для меня любопытным здесь является такой момент. Страх сам по себе является защитой от опасности (смерти). В этом смысле мы ничем не отличаемся от животных. Но человек получил эволюционную надбавку в виде ментальных защит второго порядка - он научился защищаться от самого страха, т.е. научился защищаться от защиты. Целесообразность этого для меня не совсем ясна. Однако, ситуация такова: если для животных страх отгоняет их от опасности, то для человека защищающегося от страха смерти эта опасность объективно не устраняется. В этом суть невротичности психологических защит - человек боящийся смерти и защитно трансформирующий этот страх, тем самым постоянно живет со смертью. Также как мизофоб через постоянное мытье себя, окружающих предметов объективно больше других контактирует с грязью, также и танатофоб со всем арсеналом защитных приемов и ритуалов объективно больше других контактирует с ощущением смерти.
____________________
Если исходить из допущения, что онтогенез отчасти повторяет филогенез, то незатронутым также остался аспект возрастной эволюции страхов. В этом плане любопытна работа А. Захарова "Неврозы у детей и подростков", где он подробнейшим образом анализирует тематику и динамику страхов для различных возрастных групп. Интересно, что автор в качестве обобщающего критерия для группировки страхов выбирает уровень развития самосознания и абстрактного мышления. Так для младшего дошкольного возраста основа страхов заключается в страхе "быть никем", для старшего дошкольного возраста -страх "быть ничем", для младшего школьного - страх "быть не тем", для подросткового - страх "быть не собой". Каждая группа страхов по Захарову имеет свою мотивацию и любопытно, что в основе мотивации страхов "быть никем" автор видит именно страх смерти.
Для меня такое деление спорно, но стоящие, за описанной динамикой онтогенетического развития страхов, закономерности вскрываются хорошо.
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Пт Сен 29, 2006 12:30 |
|
|
Квадрат Малевича писал(а): |
...
Также как " каждый, узнавший в собственном онтогенезе о существовании этого понятия (сознания - прим. КМ), без всякого сомнения начинает эмпирически считать себя наделенным сознанием… " ( © adada),...
Но человек получил эволюционную надбавку в виде ментальных защит второго порядка - он научился защищаться от самого страха, т.е. научился защищаться от защиты. Целесообразность этого для меня не совсем ясна.... |
Ай спасибо, с детства люблю рафинад! Как приятно читать мысли очищенные, не замутненные шарлаканскими обертонами и фиоритурами! (Только прошу не заподозрить меня в издевке над изощренно видящими мир людьми, аллюзию на шарлатанство позволил исключительно ради красного словца!)
Когда я бросал искру темы в полымя форума, то никаких особых соображений на счет и насчет любви и ненависти к смерти не имел. Просто тогда исходно подумалось, что если мы по этому параметру отличаемся от животных, "значит это кому-нибудь нужно".
Но стараясь рассматривать этот вопрос с эволюционной точки зрения (рассматривать его с психологической точки на форуме психологов непсихологу было бы тактически бесперспективно), я постепенно начал считать, что сознание не так уж неразрывно связано со страхом смерти.
Да, пока сознание человека эволюировало -- эта связь оправдывала ожидания и давление естественного отбора. Но по завершении эволюции, по мере "монолитизации" нашего сознания, этот почти животный страх естественным образом (по идее) должен превратиться в атавистический след.
А раз и если это так, исследование степени активности страха смерти может привести нас к ответу на вопрос о степени завершенности эволюции нашего вида!
Пуркуа бы и не па!
|
|
|
|
|
 |
Квадрат МалевичаПользователь
Сообщения: 789 Регистрация: 10.07.2006
|
|
Добавлено: Сб Сен 30, 2006 19:32 |
|
|
adada писал(а): |
…Исследование степени активности страха смерти может привести нас к ответу на вопрос о степени завершенности эволюции нашего вида! |
Заглядывать за такие горизонты не позволяет моя острота зрения… . Но если встать на вашу точку зрения, то выходит что эволюция не завершена: страх смерти встречается в человеческой популяции с различной степенью интенсивности: от равнодушия к теме смерти до навязчивой танатофобии (на этой оси будут и неприятие темы смерти, и легкая настороженность, и тревога, и периодический страх). Не знаю, не знаю…
Что касается психологических защит, то среди психоаналитиков и среди тех психологов кто использует понятие «психологических защит» нет единодушия в том, рассматривать их либо как адаптивные, либо как дезадаптивные (невротические) образования. Р.Лазарус, например, для адаптивного варианта предлагает термин совладающих (компинг) механизмов.
Возможно существует некий диапазон, когда работа психологических защит при своей избыточности выходит за рамки адаптации. Хотя, контактируя главным образом с людьми имеющими психологические проблемы, я склонен думать, что любая психологическая защита в основе невротична.
Если говорить просто, то страх смерти обнаруживает определенную зависимость от жизни конкретного человека: если хорошо ему живется, то он мало чего боится, если плохо, то частота страхов (в т.ч. и смерти возрастает). При такой точке зрения трудно представить утопическое будущее когда человек будет жить без страха.
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Вс Окт 01, 2006 01:03 |
|
|
Квадрат Малевича писал(а): |
adada писал(а): |
…Исследование степени активности страха смерти может привести нас к ответу на вопрос о степени завершенности эволюции нашего вида! |
Заглядывать за такие горизонты не позволяет моя острота зрения… ... . |
Судя по всему, это камень в мой огород, но я его проигнорировал, т.к. на сегодняшний день знаю совершенно точно, что в биологии нет понятия завершености / незавершенности биологического вида.
http://www.ethology.ru/persons/?id=41
Вот этого автора я в своё время долго мучил своими контраргументами
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Вс Окт 01, 2006 01:09 |
|
|
Цитата: |
Но если встать на вашу точку зрения, то выходит что эволюция не завершена: страх смерти встречается в человеческой популяции с различной степенью интенсивности: от равнодушия к теме смерти до навязчивой танатофобии (на этой оси будут и неприятие темы смерти, и легкая настороженность, и тревога, и периодический страх). Не знаю, не знаю…
|
Страхи и фобии будут сохраняться при любой степени "завершенности/незавершенности", т.к. являются биологически обусловленными и не в пределах вида, а масштабе всего живого на планете.
По данным В.Р.Дольника такие виды, как человек имеют среднюю продолжительность существования 5 млн. лет, по данным Фоули - 2 млн. лет. Затем они либо вымирают, либо трансформируются в другие.
Трансформация человека в самостоятельный вид завершилась в конце Плейстоцена, по Дольнику в последнее время отбор движется лишь по пути накопления наследственных заболеваний.
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Вс Окт 01, 2006 01:18 |
|
|
Цитата: |
Что касается психологических защит, то среди психоаналитиков и среди тех психологов кто использует понятие «психологических защит» нет единодушия в том, рассматривать их либо как адаптивные, либо как дезадаптивные (невротические) образования. Р.Лазарус, например, для адаптивного варианта предлагает термин совладающих (компинг) механизмов.
|
Понятие "психологической защиты" получено путем интроспекции и до сих нуждается в своем объективном подтверждении строго научными методами.
Единодушия нет не только по этому псевдовопросу об адаптивности/дезадаптивностисти психологических защит, но и по вопросу о количестве этих невидимых "механизмов". В опроснике Келлермана-Плутчика из 8, а у А.Фрейд я на прошлой неделе насчитал от 18 до 25
Вопрос адаптивностью разрешается по аналогии с динамикой развития стресс-синдрома сначала адаптивность, затем по истощении адаптации дезадаптивность, тут всё как дважды два и без примиряющих копмингов.
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Вс Окт 01, 2006 01:22 |
|
|
Цитата: |
Возможно существует некий диапазон, когда работа психологических защит при своей избыточности выходит за рамки адаптации. Хотя, контактируя главным образом с людьми имеющими психологические проблемы, я склонен думать, что любая психологическая защита в основе невротична.
|
Извиняюсь, КМ, Вы о том же.
Если допустить существование психологических защит, но строить свои выводы на непрезентативной выборке невротичных (дефензивных) пациентов, то можно считать и так. У здоровых эти интроспекции психологических защит при расспросе также не трудно выявить.
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Вс Окт 01, 2006 01:26 |
|
|
Цитата: |
страх смерти обнаруживает определенную зависимость от жизни конкретного человека: если хорошо ему живется, то он мало чего боится, если плохо, то частота страхов (в т.ч. и смерти возрастает).
|
Согласен. Но все страхи необходимо представить иерархически по двум основным критерием
1. время возникновения в филогенезе
2. разведение животных страхов и сугубо человеческих страхов-конструктов
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Вс Окт 01, 2006 02:04 |
|
|
http://slavutich2000.narod.ru/
Адада, судя по оголившемуся персональному сайту Скосаря В.Ю., свои статьи о завершенности эволюции человека он убрал.
Но на этот счет пишет Н.А.Бернштейн, насколько мне помнится он указывал на основании данных сравнительной нейробиологии на 150 тыс. лет, по его работе "О ловкости".
Кое-что о завершенности есть у Давыденкова и у Крушинского.
Но лучше смотреть Э.Хагена
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Пн Окт 02, 2006 09:42 |
|
|
Квадрат Малевича писал(а): |
(1)
Заглядывать за такие горизонты не позволяет моя острота зрения…
(2)
Но если встать на вашу точку зрения, то выходит что эволюция не завершена...
(3)
...если хорошо ему живется, то он мало чего боится, если плохо, то частота страхов (в т.ч. и смерти возрастает). |
(1)
Я тоже и давно пользуюсь очками...
(3)
Боюсь, это чрезвычайно небесспорный тезис! Писали же умные люди, что "пролетариату нечего терять, кроме запасных цепей"!
(2)А также:
Michael писал(а): |
Трансформация человека в самостоятельный вид завершилась в конце Плейстоцена, по Дольнику в последнее время отбор движется лишь по пути накопления наследственных заболеваний. |
Я предполагаю, что подобные взгляды на эволюционное положение современного человека в цикле развития вида вынашивались исключительно на соматическом уровне, при этом сознание (вместе с языком) элиминировалось из видоспецифических принаков. И даже если не числить за ним свойства средогенеративности, -- это довольно существенное упущение!
|
|
|
|
|
 |
Квадрат МалевичаПользователь
Сообщения: 789 Регистрация: 10.07.2006
|
|
Добавлено: Пн Окт 02, 2006 10:32 |
|
|
Michael писал(а): |
Вопрос адаптивностью разрешается по аналогии с динамикой развития стресс-синдрома сначала адаптивность, затем по истощении адаптации дезадаптивность… |
Да, скорее всего. Только для меня не ясна протяженность отрезка адаптивности.
Вот такая метафора. Человек катиться с горы на лыжах, видит впереди дерево, испытывает страх. Страх стимулирует его отвернуть и объехать дерево. Это адаптивная реакция: оценка ситуации и принятие решения по минимизации опасности. При психических защитных механизмах нечто иное: лыжник закрывает глаза – опасности (дерева) нет, пугаться нечего. Если ему повезет, то он проедет мимо дерева и при этом сэкономит на неприятных эмоциональных переживаниях. А если не проедет мимо?
Так что вопрсо об эволюционной целесообразности психических защит для меня открыт.
_________
И еще по защитным механизмам вопрос ададе.
И.Ялом обобщая механизмы психологических защит от страха смерти, объединяет их в две группы: защиты которые основаны на "слиянии со средой, погружении в среду" и "сепарации, выделении себя из среды". Чем-то такое деление напоминает 2 тенденции развития сознания по Э.Нойману - эголитическую и эгоцентрическую. Находите ли в такой точке зрения параллели с Вашим рассмотрением сущности сознания человека как своеобразного заместителя внешней среды?
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Пн Окт 02, 2006 11:32 |
|
|
Квадрат Малевича писал(а): |
...сознания человека как своеобразного заместителя внешней среды? |
Как крыло птицы давно уже "забыло" о том, что оно было когда-то передней конечностью амфибии, помогавшей ей бегать по водной поверхности, так и наше сознание, окончательно урегулированное мышлением и окончательно встроенное в коллективное пространство, "забыло" о своих корнях.
(А если верить субъективным идеалистам, и забывать-то было нечего!) Этап "заместительства" у здоровых людей скорее всего прошел безвозвратно...
Что касается характера яломовских групп механизмов, то можно предположить, что они связаны не столько с природой сознания, сколько с разновидностями психики, которые и предопределяют те или иные механизмы защиты от страха смерти, который -- по Янкелевичу -- есть "растерянность сознания, сделавшего попытку помыслить смерть так, как мыслят некое завершенное содержание, и отступающего перед этим монстром в испуге и смятении".
Именно что "помыслить", а не почувствовать!
+
И вот еще одна соседствующая с приведенной цитатой мысль из философского труда В. Янкелевича "Смерть", обратившая сейчас на себя особое внимание:
Цитата: |
"Чтобы не превратиться в размышление о жизни, размышление о смерти может выбирать только между послеобеденной дремотой и страхом — между мечтательностью на грани сна и агностическим отношением к жизни..." |
Сон -- то состояние, в которое, по свидетельству Д. Гранина ("Каратели"), впадали люди перед близкой смертью от рук эсэсовцев.
|
|
|
|
|
 |
Квадрат МалевичаПользователь
Сообщения: 789 Регистрация: 10.07.2006
|
|
Добавлено: Вт Окт 03, 2006 10:45 |
|
|
adada писал(а): |
по Янкелевичу -- есть "растерянность сознания, сделавшего попытку помыслить смерть так, как мыслят некое завершенное содержание, и отступающего перед этим монстром в испуге и смятении".
Именно что "помыслить", а не почувствовать!
|
Обратите внимание на подчеркнутые мной эмоции. Мысли и чувства здесь сложно отделить.
О чувствовании смерти много у В.Ю. Баскакова (Танатотерапия):
http://www.thanatotherapy.ru/
|
|
|
|
|
 |
adadaПользователь
Сообщения: 1448 Регистрация: 23.03.2005 Откуда: правобережие Дона, левобережье Днепра
|
|
Добавлено: Вт Окт 03, 2006 12:05 |
|
|
Но помилуйте (если захотите!) -- разве мы не развиваем или хотя бы не развеиваем по ветру форума мысль о том, что наше сознание в прошлом пережило длительный период неполного, недостаточного, постоянно отстающего осмысления? И только в наши или достаточно близкие к ним дни рассудочный, мыслительный аппарат начал кое-как справляться с вихрями сознания(ий)! Сперва такое достижение стало доступным продвинутым единицам, затем -- с помощью сих единиц -- десяткам и сотням. Наконец в обществе выделилась особая группа "инструкторов по плаванию" (В. Токарева), способствующая распространению осмысления в широкие массы с психологических высот.
В словах Янкелевича разве не заметно признанием им сложных отношений между сознанием и мышлением (которое он рассматривает как функцию сознания, но сейчас это не главное)? Разумеется. я с Вами согласен насчет неразделимости мыслей и чувств, -- но только не в части ответственности. На определенной стадии развития нашего вида эту ответственность призвано все более и более перехватывать, брать на себя мышление.
+
За ссылку в очередной Аид спасибо!
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Вт Окт 03, 2006 12:08 |
|
|
Цитата: |
Так что вопрос об эволюционной целесообразности психических защит для меня открыт.
|
Этот вопрос имеет, по крайней мере, два аспекта, которые необходимо обсудить прежде чем его ставить.
1. О какой эволюционной целесообразности мы говорим, если отрицаем телеологические подходы к биологической эволюции, как антинаучные.
2. Какие направления в психологии, за пределами психодинамического направления принимают идеи психохологических защит и какими методами, т.е. не прибегая к постулированию можно доказать их существование?
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Вт Окт 03, 2006 12:16 |
|
|
Цитата: |
Я предполагаю, что подобные взгляды на эволюционное положение современного человека в цикле развития вида вынашивались исключительно на соматическом уровне, при этом сознание (вместе с языком) элиминировалось из видоспецифических принаков. И даже если не числить за ним свойства средогенеративности, -- это довольно существенное упущение!
|
Средогенеративность - как неопределяемое понятие отрицаю полностью, это Ваш, адада, неологизм.
У такого вида, как человек нет никакого цикла развития, он однажды возник и однажды исчезнет.
Взгляды эти не вынашивались, а в отличие от сознания и языка по-ададски, получены на основании стандартных научных процедур.
Язык и сознание не являются видоспецифическими признаками, а лишь производными культуры. Видотипичными признаками являются анатомо-физиологические предпосылки к овладению языком и культурой.
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Вт Окт 03, 2006 12:18 |
|
|
Да, знаменитый психотерапевт
|
|
|
|
|
 |
MichaеlПользователь
Сообщения: 11599 Регистрация: 04.01.2005
|
|
Добавлено: Вт Окт 03, 2006 12:25 |
|
|
Цитата: |
... наше сознание в прошлом пережило длительный период неполного, недостаточного, постоянно отстающего осмысления?
|
Адада, если встать на вашу позицию до конца, то в конце концов, нужно будет согласиться с ЭЛом, что условные рефлексы наследуется.
Никаких вихрей сознания никогда не было и фактов даже в подтверждение оснований таких предположений, помимо самонаблюдения в минуты эмоционального смятения и стресса.
Цитата: |
На определенной стадии развития нашего вида эту ответственность призвано все более и более перехватывать, брать на себя мышление.
|
Мышление -это интроспективная конструкция, мы не можем говорить о её биологических характеристиках, т.к. в биологическом смысле (МРТ-скан, например) вычленить мышление из сознания невозможно.
|
|
|
|
|
 |
|
|